воскресенье, 11 августа 2019 г.

Ответ на вопрос наличия в России и странах СНГ архивов коренных народов кроется в мурманском суде?.. О земле, на которой нет государства и нет границ, а только люди

В развитие постов:
А в России и странах СНГ есть ли архивы коренных народов, каков государственный статус таких архивов?..
http://svdrokov.blogspot.com/2018/12/blog-post_59.html 

Отделение архивов коренных американцев Общества американских архивистов добилось признания стандартов архивной практики по наследию коренных народов http://svdrokov.blogspot.com/2018/09/blog-post_57.html 

«…в Мурманской области представителей коренного малочисленного народа саами заставляют в судах устанавливать, что они – саами, чтобы реализовать право на гарантированные законом льготы. Другие выданные государством документы, где зафиксирована национальность, – военный билет, свидетельства о рождении и браке – чиновники считают недостаточными…

В годы советской власти они (ненцы-тундровики) были принудительно переселены в места компактного проживания – своего рода резервации. Каждому дали квартиру в пятиэтажке, прописку и трудовую книжку. Переселение из тундры – не только очевидный и всем в Мурманской области известный факт. Это еще и национальная трагедия, о которой можно прочитать в душераздирающих воспоминаниях саами и в книгах краеведов…

– Сначала закрывали школы, больницы. Потом приехала комиссия, сказали: «Не перспективны». Так выселяли Поной, Чудзьявр, Арсъегк. До последнего вывозили людей тракторами, тем, кто не хотел, сказали, что идет последний трактор, а там – как хотите, хоть помирайте, – рассказывает саамская активистка Валентина Совкина, вспоминая, как стирали с лица земли саамские погосты…

Коллективизация, уничтожившая традиционную экономику, прошлась по Крайнему Северу не менее сурово, чем по черноземному Югу. Репрессиям подверглось 118 саами – десятая часть народа. Выжили пятеро. Тогда, в 30-е была уничтожена саамская письменность – вместе с букварем, созданным расстрелянным директором краеведческого музея Василием Алымовым. Новый букварь саами был написан лишь в 1982 году.

Саамских детей в школе записывали русскими, на родном языке говорить было не принято. В итоге, по данным переписи 2010 года, носителей саамского языка в России оставалось 353 человека. Активных носителей – около ста. В ловозерской школе из обязательного цикла его исключили. В единственном в области педвузе не проходят.

В резервациях, самой крупной из которых стал Ловозерский район, много пьют и умирают молодыми…»

Источник и фото: Татьяна Брицкая, Новая газета, 10 августа 2019
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/08/10/81556-idite-v-tundru

Комментариев нет:

Отправить комментарий