вторник, 21 апреля 2020 г.

Перспективы интенсификации управления данными документированных сфер деятельности организаций в отношениях цифровой экономики

…Международная организация экономического сотрудничества и развития в новейшем исследовании «Государственный сектор, ориентированный на данные» отмечает: «Цифровые технологии и информационная революция меняют экономический и социальный ландшафт… Кроме того, они влияют на функционирование самого государственного сектора, требуя переоценки государственного управления и осмысления роли правительства в информационном обществе».

Центр технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ раскрывает назначение новой модели «государственное управление по результатам», где авторы констатируют антецеденты формирования новой инструментальной парадигмы государственного управления как датазависимого (datа-dependent) процесса принятия решений:

«…необходима перестройка значительной части существующих административных процедур от работы с документами к работе с данными… сохраняется и межведомственный юридически значимый электронный документооборот, то есть системный переход от работы с документами к работе с данными пока не сформулирован и не реализован… Кроме того, информационное взаимодействие с другими информационными системами осуществляется с использованием… усиленных квалифицированных электронных подписей. Тем самым вводится ограничение на автоматизированное межмашинное взаимодействие… В сфере нормотворчества нормы… не предусматривают использования цифровых технологий «больших данных» и искусственного интеллекта при разработке проектов нормативных правовых актов, при этом достаточно жестко определяя соответствующие формы документов и состав включаемой в них информации».

…Выявленные ЦТГУ ИПЭИ РАНХиГС антецеденты государственного управления как датазависимого процесса принятия решений и их продуктов наиболее ярко представлены в сведениях Федеральной архивной службы об итогах паспортизации архивов организаций, осуществляющих временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации (табл.3) за 2009-2019 годы.

Они удостоверяют тезис о «генетической» предрасположенности методологического сопровождения источников комплектования в их документообразовании, обоснованного принципами административнокомандной системы (иерархическое или вертикальное управление), для которой характерно централизованное директивное или мандатное планирование, не предусматривающего интеграции цифровых технологий «больших данных» и искусственного интеллекта при разработке проектов нормативных правовых актов.

Между тем, OECD определяет управление данными как «осуществление полномочий, контроля и совместного принятия решений (планирование, мониторинг и обеспечение соблюдения) по управлению активами данных либо в рамках одной организации, либо в рамках различных организаций, которые разделяют интерес к общим активам данных… Данные могут стать топливом для цифровой трансформации государственного сектора, но, если правительства хотят, чтобы революция в области данных оказала существенное положительное влияние на благосостояние людей и способствовала укреплению доверия общественности, важно обеспечить поток данных для лиц, принимающих решения, путем упрощения доступа и устранения любых существующих барьеров».

Пренебрежение в вопросах экспертной оценки содержания данных документальных фондов сетевыми и рыночными принципами современных типов управления, привело к тому, что в исторические вехи государственных программ % соотношение количества организаций-источников комплектования к общему числу предприятий и организаций России варьируется от 1,88 до 2,21, а объем ежегодного количества ед. хр. источников комплектования, учитываемого в Архивном фонде РФ (в разрезе ежегодного документообразования по сведениям Росархива), составил от 4,1 до 6,3 единиц (табл.4) (традиционно компонуемый из приказов по основной деятельности).

…С позиции автора, инфантилизм в обеспечении потребностей физических и юридических лиц в доступе к информации историко-культурного наследия народов РФ, динамика которого за 2009-2018 годы отражает 2% общего числа предприятий и организаций страны, с ежегодным пополнением всего лишь 4-6 делами официальных источников комплектования, никак не может быть объяснен трафаретными (переходящими с 2009 года) причинами…

…В условиях, когда Россия (по состоянию на ноябрь 2019 года) находится в лидерах как по компаниям, где цифровая трансформация пока находится на ранней стадии (80,7%), так и по части фирм, где она перешла на продвинутый этап (15,5%), перед Росархивом открываются инновационные перспективы:

- раскрыть свой потенциалом как консолидатора «осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства» для укрепления базовых генеративных методов производительности, оборота и повторного использования данных экспонентов государственных программ России не только на микро(организационном), но и на мезо-(отраслевом) и макроуровнях (весь государственный сектор);

- заложить фундамент для упреждающего управления, которое по оценке OECD: «…позволяет правительствам реагировать проактивно, а не реактивно, основываясь на знаниях и фактических данных, а не на опыте и протоколах… Укрепление способности правительств предвидеть потребности граждан и социальные тенденции может помочь в разработке ответных мер, обеспечивающих сбалансированные возможности для обеспечения благосостояния общества и экономического роста».

Комментариев нет:

Отправить комментарий