вторник, 21 января 2014 г.

Биографика и новейшие факты судьбы начальника женского батальона смерти М.Л. Бочкаревой: подготовка творческой встречи

В подготовке к своей публичной творческой встрече, посвященной биографики Начальника женского батальона смерти Марии Леонтьевны Бочкаревой, к 100-летию Первой мировой войны, решил перепроверить информацию поста от 4 февраля 2013 «Реформатор земли якутской» губернатор И.И. Крафт – блудник и развратник, совративший М.Л. Бочкареву, будущую Начальника женского батальона смерти?

Источник:
http://svdrokov.blogspot.ru/2013/02/blog-post_4.html

Среди документов, которые я хочу показать, есть немало уникальных. На их основании я в течение десятилетий кропотливо воссоздал биографию Яшки, предпринял неимоверные усилия к изданию в России перевода ее воспоминаний.

Любая российская статья о личности М.Л. Бочкаревой основывается на собранных и опубликованных мною биографических и исторических фактах (правда, без указания откуда «поимели»). За последнее время появились новые находки, знакомства, информация… Но об этом на вечере…

Еще на этапе изучения вынужденного каторжанства Марии невозможно было не обратить внимания на ее потрясение от встречи с якутским губернатором И.И. Крафтом, ставшей причиной попытки самоубийства:

«Вскоре Яше сообщили, что местом его ссылки будет Колымск, поселок в сотне верст от Северного Ледовитого океана, где снег никогда не тает, а зима не выпускает землю из своих цепких объятий. Эта новость была для нас как гром среди ясного неба. Неужели придется похоронить себя в какой-нибудь хижине, доверху занесенной снегом? Зачем? Ради чего? Жить подобно скотам в этом необитаемом краю, откуда лишь немногие возвращаются к нормальной жизни!

Был у нас, правда, маленький лучик надежды. Якутский губернатор Крафт слыл очень добрым человеком и, если бы я попросила его, мог бы изменить место ссылки для Яши. Яше посоветовали обратиться к губернатору, и он послал на это дело меня.

Канцелярия губернатора располагалась прямо у него в доме. Он принял меня очень вежливо, даже пожал мне руку и пригласил сесть. Это был высокий, прямой и статный чернобородый мужчина среднего возврата. Он с серьезным участием выслушал мою историю. Я пообещала ему открыть в Якутске мясную лавку с санитарной проверкой качества, если он разрешит Яше остаться здесь, потому что местные лавки были невероятно грязными.

Он сначала отверг мое предложение, но, подумав, попросил пройти с ним в его квартиру, где усадил меня за стол и, налив два бокала вина, пригласил выпить с ним. Я в недоумении отказалась. В чем причина такого исключительного дружелюбия к моей персоне? – думала я. Он вдруг придвинулся ко мне, положил мне руки на плечи и снял с меня пальто. Прежде чем я успела опомниться от удивления, он схватил мою руку и стал ее целовать. Ни один мужчина прежде не целовал мне руку, и я решила, что подобный прием должен означать не что иное, как неприличные намерения. Испуганная и возмущенная, я вскочила.

– Я дам тебе тысячу рублей, место для мясной лавки на базаре и оставлю твоего мужа в Якутске, если ты согласишься стать моей, – говорил губернатор, пытаясь успокоить меня. Я потеряла контроль над собой: – Негодяи! Звери! Все вы, мужики, одинаковы! Все-все-все! Хоть благородные, хоть низкого звания – вы все бессовестные сволочи! И, схватив свое пальто, я выбежала из этого дома так быстро, что губернатор не успел произнести ни слова… 

Я узнала, что за губернатором установилась репутация развратника. Он женился на дочери высокопоставленного чиновника ради карьеры, и она была горбунья и большую часть времени проводила за границей. Набравшись храбрости, я вновь отправилась к губернатору, надеясь все добиться отчаянной мольбой снисхождения для Яши. Когда я вошла в канцелярию, то заметила, как служащие многозначительно подмигивают друг другу. Я едва стояла на ногах и вся дрожала в ожидании встречи с губернатором. Когда меня пригласили в кабинет, он поднялся с кресла, благожелательно улыбнулся и сказал:

– Ах, наконец-то вы пришли, моя голубка. Ну, теперь-то не волнуйтесь. Я вам ничего дурного не сделаю. Успокойтесь и садитесь. – И с этими словами он усадил меня в кресло… – Вовсе не нужно так торопиться и бежать в тюрьму. Я отдам распоряжение надзирателю по телефону, чтобы он немедленно проинформировал об этом вашего мужа, – говорил губернатор. – А вы сами немного отдохните здесь. Благодарности моей не было границ. Он налил в бокал немного вина и настоял, чтобы я выпила для бодрости. Никогда раньше не доводилось мне пробовать вина, а это было какое-то особое и очень крепкое. По телу разлилось блаженное тепло… С трудом понимая происходящее, собрав остатки сил, старалась не поддаваться соблазну, но почувствовала, что мне что-то подмешали в вино…

Проснувшись около четырех часов утра, я увидела, что нахожусь в незнакомой, роскошной обстановке. Несколько мгновений никак не могла понять, где я, и подумала, что сплю. Рядом со мной лежал незнакомый человек. Он повернулся ко мне лицом, и я узнала в нем губернатора. И тут я вспомнила все. Он сделал движение, намереваясь обнять меня, но я закричала, вскочила с постели, поспешно оделась и выбежала из дома, словно за мной кто-то гнался…

Какое-то время я бродила по улицам, пока не наткнулась на уже открывшуюся бакалейную лавку. И там купила на тридцать копеек бутылочку уксусной эссенции… Прочитав последнюю молитву, я залпом выпила всю отраву и упала, корчась от ужасной боли. В это же время, около десяти часов утра, Яшу выпустили из тюрьмы и дали ему пятьсот рублей для обустройства мясной лавки…

Целых две недели я пребывала между жизнью и смертью, страдая от ужасных болей, корчась в диких судорогах. Меня кормили только молоком, которое вводили в глотку через трубочку. Около месяца я не могла говорить, но к его исходу угроза смерти миновала…

Когда я вышла из больницы, мы открыли мясную лавку, и сразу же дела пошли хорошо. Несколько месяцев мы жили спокойно. Как-то под вечер губернатор внезапно заглянул в лавку, вроде как бы для того, чтобы проверить, как идут у нас дела. Он хотел пожать мне руку, но я отвернулась. Губернатор ушел, а Яша стал яростно упрекать меня за нелепое поведение. С ума я, что ли сошла!.. Мне ничего не оставалось, как чистосердечно сознаться во всем, что я и сделала. Правда повергла его в такой сильный шок, что у него даже начались судороги… Теперь моя попытка самоубийства стала ему понятной. И он должен был отомстить. Он поклялся, что убьет губернатора. Да, он убьет этого самого презренного из отпетых негодников…

Губернатору доложили, что некий Бук, мясник, желает видеть его и ведет себя подозрительно. Губернатор приказал задержать его и обыскать. При нем был найден длинный острый нож, и его арестовали с последующим распоряжением отправить уже на следующий день на поселение в Амгу, поселок в двух сотнях верст от Якутска. Мне дали всего сутки, чтобы продать лавку… Мы отправились в Амгу в канун Пасхи 1914 года на подводе, которой управлял какой-то якут. Дорогу развезло…»

Что же за человек такой, якутский губернатор И.И. Крафт? Человек, а не руководитель «региона»…

«Иван Иванович был энергичным и целеустремленным руководителем. Невероятно отзывчивый, мягкий в обращении и нравственно чистоплотный человек, он не терпел рядом с собой людей, которые были не готовы выполнять свой гражданский долг до конца, даже если это были высокопоставленные лица».

Источник:
http://library.kspu.ru/files/kzd2010/79.pdf

«Рабочий день губернатора начинался с 6 утра: в это время он обычно выслушивал рапорты полицеймейстера и исправника; с 7 до 9 принимал посетителей, затем слушал доклады начальников отделений губернской администрации. Работая много сам, он требовал такой же отдачи и от других. Малейших промедлений или упущений со стороны даже крупных по рангу чиновников Крафт не прощал. Многим из них он говорил: «Работать со мной не можете. Подавайте в отставку или переводитесь».

В быту Крафт был скромен, старая губернская квартира его не устраивала потому, что стоимость аренды была очень высока, и он искал для себя более скромное жилище. Так не на словах, а на деле губернатор экономил государственную копейку. Губернатор был нетерпим к пьянству и разврату. Неудивительно, что он дал указание с 1 января 1914 года закрыть все дома терпимости в губернии».

Источники:
http://region.krasu.ru/people/kraft http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7978-2013-05-25-01-18-02
http://cheloveknauka.com/gubernator-i-i-kraft-opyt-upravleniya-yakutskoy-oblastyu

«Его первая жена умерла в Оренбурге, и он очень переживал эту потерю. Второй раз Крафт женился на дочери генерал-майора, выпускнице Смольного института благородных девиц Вере Эммануэль. Венчание состоялось 21 апреля 1902 года. Их супружеская жизнь, как известно, не выдержала испытания временем. Она не поехала в далекий и морозный Якутск, а осталась в столице. Детей от нее, впрочем, как и от первой жены, у Крафта не было. Примерно в 1909 году Вера Александровна подала прошение на имя генерал-губернатора Иркутской области Селиванова, когда тот приехал в Питер. Дама молила подействовать на мужа. Затем дело дошло до суда. В газете «Якутская мысль» (№№ 25, 26 за 1909 год) сообщалось, что иск жены Крафта удовлетворен, и тот должен выплатить на содержание Эммануэль огромную по тем временам сумму – 30 тысяч рублей».

Источник:
http://www.yakutskhistory.net/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%82/

Исчерпывающую информацию, подкрепленную архивными документами, предоставил канд. ист. наук, заведующий Музеем академической науки Якутии им. Г.П. Башарина ИГИиПМНС СО РАН Пантелеймон Пантелеймонович Петров в статье «Из частной жизни якутского губернатора И.И. Крафта», опубликованной в 1-ом номере 2012 научного и историко-документального журнала «Якутский архив».

«До сих пор, – пишет историк, – исследователи, вероятно, из-за отсутствия архивных документов, всегда обходили стороной эту часть жизни И.И. Крафта. Поэтому она долгое время оставалась «белым пятном» для тех, кто интересовался жизнью и деятельностью губернатора, что дало повод к распространению грязных, на наш взгляд, слухов и сплетен. Непосвященные в его частную жизнь допускали ошибки, и на этой почве его даже обвиняли в изнасиловании небезызвестной Марии Бочкаревой, причем не без успеха».

В качестве основания П.П. Петров ссылается на работу А.А. Павлова «Губернатор И.И. Крафт» – 2-ое изд. испр. и доп. – Якутск, 2011 (С. 46-47).

Далее, в своей статье П.П. Петров, привлекая документы фонда № 1284 Российского государственного исторического архива (С-Петербург), раскрывает обстоятельства бракосочетания И.И. Крафта с дочерью генерал-майора Верой Александровной Эммануэль, тетя которой состояла фрейлиной императрицы. Детализируется переписка Веры Александровны с председателем Совета министров П.А. Столыпиным, где она просила помочь ей «повлиять на мужа, чтобы он начал вести добропорядочную семейную жизнь».

«По этому поводу в своей объяснительной записке к директору Департамента Крафт написал, что прекратил совместную жизнь с женой через 21 день после бракосочетания. Тогда же по обоюдному согласию они условились о возмещении ущерба жены вследствие замужества, в результате которого она лишилась пенсии и эмеритуры, получаемой ею за бывшую службу отца в размере 50 руб.» Проходили неоднократные судебные процессы, результатом которых осталось формальное замужество семьи Крафтов.

Ну а теперь о главных выводах Пантелеймон Пантелеймоновича Петрова в статье «Из частной жизни якутского губернатора И.И. Крафта». 

«На самом деле сам губернатор Крафт находился под надзором. А следил за ним вице-губернатор С.Н. Мишин, который докладывал министру внутренних дел П.А. Столыпину о личной жизни своего начальника. По его данным, И.И. Крафт привез в Якутск двух женщин. Также приезжала некая Павловская, его знакомая по Тургайской области. Одно время губернатор Крафт попал под влияние Серафимы (Сары – П.П.) Николаевны Бушуевой, жены прокурора Якутского окружного суда Бушуева, который впоследствии вынужден был уехать. Оставшись одна, она успела перебраться, как пишет в своих письмах доносчик, «в губернаторский дом со своей кроватью». В городском фольклоре имеются некоторые замечания по поводу хороших отношений Крафта с якутянками, которые не подтверждаются документами».

Вот одно мне непонятно – где же, во всей этой фактической и документально подкрепленной развратной личной жизни «нравственно чистоплотного человека», «в быту скромного» и «нетерпимого к пьянству и разврату», «грязные слухи и сплетни»?

Единственно, что требуется еще выяснить, так это физический недостаток Веры Александровны Эммануэль, который, возможно, и послужил поводом 3-недельной совместной жизни с И.И. Крафтом. По даже если недостаток этот и был, то почему Иван Иванович согласился на брак? На брак, обратите внимание, на ком? Дочери генерал-майора, тетя которой состояла фрейлиной императрицы… Вот и еще одна дополнительная черта личности якутского губернатора: корысть, расчетливость, предательство брачного венца…

Оказалась права Мария Леонтьевна Бочкарева, которая в своих воспоминаниях написала: «Я узнала, что за губернатором установилась репутация развратника. Он женился на дочери высокопоставленного чиновника ради карьеры, и она была горбунья и большую часть времени проводила за границей». И охарактеризовала И.И. Крафта как «самого презренного из отпетых негодников».

Комментариев нет:

Отправить комментарий