четверг, 10 февраля 2011 г.

Пропавшие без вести: идентификация, право знать правду, господдержка, компенсации

17-21 января 2011 г. 6-я сессия Консультативного комитета Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН рассмотрела «Доклад о передовой практике в вопросе о пропавших без вести лицах».

Одной из ключевых мер по недопущению того, чтобы люди пропадали без вести в вооруженных конфликтах, является надлежащая идентификация военнослужащих или членов вооруженных групп. Единственными надежными средствами идентификации являются личные дела, удостоверения личности и опознавательные медальоны.

Вопрос идентификации также актуален и для других групп, подвергаемых риску, например изолированных групп населения, гражданских лиц, находящихся в зоне боевых действий, перемещенных лиц, лиц пожилого возраста и детей. Кроме того, рекомендуется обеспечить надлежащую регистрацию личных данных военнослужащих, членов вооруженных групп и лиц, подвергающихся риску, включая, в частности, несопровождаемых детей, престарелых и инвалидов, что может оказать помощь в последующей идентификации останков.

Национальные власти должны регистрировать факт смерти и выдавать соответствующие свидетельства. Кроме того, необходимо создать информационные бюро и службу регистрации захоронений, как это предусмотрено Женевскими конвенциями.

Ключевую роль в выяснении судьбы пропавших без вести лиц способен играть независимый и беспристрастный национальный орган. Государствам надлежит обеспечить создание и оперативное функционирование такого учреждения (комиссии или комитета по пропавшим без вести лицам) через такие надлежащие структуры, как рабочие группы или соответствующие механизмы.

Комиссия по пропавшим без вести лицам должна иметь четко определенный гуманитарный и законодательно прописанный мандат, в котором основное внимание уделяется розыску пропавших без вести лиц в результате вооруженных конфликтов, а также должна располагать ресурсами и полномочиями, необходимыми для выполнения ее мандата.

В частности, она должна: а) принимать запросы на поиск и на их основании проводить сбор и проверку информации и предоставлять заявителю и государственным органам имеющиеся сведения и факты о находящихся в розыске лицах, а также любую информацию о месте нахождении и судьбе таких лиц в соответствии с национальным законодательством и нормами в области защиты личных данных и обращения с ними;

b) отвечать за ведение регистра данных и принимать необходимые правила, связанные с решением этой задачи; с) принимать надлежащие меры для обеспечения права лишенных свободы лиц информировать своих родственников о своем состоянии, местонахождении и обстоятельствах своего задержания/тюремного заключения;

d) принимать меры для обеспечения осуществления прав родственников пропавших без вести лиц; е) выполнять любые другие задачи, необходимые для осуществления своих полномочий.

Указанный орган должен предоставлять такие ресурсы, как линия экстренной телефонной связи и вебстраницы, для родственников и свидетелей в целях регистрации пропавших без вести лиц и розыска возможных мест захоронения.

Необходимо, чтобы указанные учреждения в максимально возможной степени были деполитизированы, открыто проводили свою работу и включали в свой состав не только сотрудников правительственных органов, но и представителей гражданского общества, а также родственников пропавших без вести лиц.

Государствам следует рассмотреть вопрос о признании пропавших без вести гражданских лиц жертвами войны и о включении их семей в охват системы социальных пособий, которые предоставляются семьям пропавших без вести военнослужащих.

Необходимо обеспечить право родственников пропавших без вести лиц на получение компенсации.
Источник: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/AC/6/2&Lang=R

Комментариев нет:

Отправить комментарий