суббота, 11 ноября 2017 г.

Картографирование (топографирование) архивов правосудия переходного периода в вопросах установления истины


Опубликовано 30 ноября 2016 swisspeace

Foundation Swisspeace опубликовала практическое руководство «Mapping Archives for Dealing with the Past Processes». Основанием для разработки руководства послужила потребность в фиксации местонахождения архивов, созданных в рамках правосудия переходного периода, для последующих комиссий по установлению истины или организаций по установлению фактов насилия, трибуналов, или иных механизмов, помогающих обществу, обеспокоенному насилием, диктатурой и вооруженными конфликтами.

Картографирование (топографирование) существующих архивов необходимо для обзора существующих архивов, содержащих информацию, относящуюся к соответствующему процессу. В настоящем документе содержится краткая информация о шагах, необходимых для планирования и осуществления данного проекта. Перед началом процесса топографирования архивов в рамках прошлого процесса важно прояснить цели и задачи этого мероприятия. Как правило, надлежит ответить на вопросы: - какие существуют архивы, представляющие интерес для работы с прошлым механизмом (или механизмами, в зависимости от контекста); - где они находятся; - какую информацию они содержат; - кому доступны архивы и кто контролирует доступ. Кроме того, проект картографирования (топографирования) может также помочь определить состав и виды записей и документов, подлежащих немедленной сохранности и требуемые для этого меры с целью предотвращения их уничтожения. В ходе этого процесса предстоит установить и сохранность доказательства того, что архивы существуют в наличии.


Проведение обследования документов архивов может обеспечить некоторую неофициальную защиту от их уничтожения, даже если формальный процесс не проводится (или еще не проводится). Сопоставление архивов может помочь выявить архивы, которые должны быть скопированы и собраны в рамках механизма работы с прошлым. Проект может также установить архивы, которые должны быть переданы в национальные архивы или в архивы, которые являются постоянным хранилищем для этих записей. Помимо конкретных целей идентификации, определения местонахождения и описания документов и записей, имеющих отношение к прошлому механизму или процессу, картографирование (топографирование) может также способствовать осознанию важности рассмотрения прошлого между различными государственными и частными учреждениями.

Источник:
http://www.swisspeace.ch/fileadmin/user_upload/Media/Publications/Essentials/SP_Essential_1702-web.pdf

четверг, 2 ноября 2017 г.

НАОСАР: Круглый стол по обсуждению проблем правового регулирования и нормотворчества системы управления документами в электронной среде и внедрении цифровых технологий

В декабре 2017 г. НП «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников» (НАОСАР) на площадке Государственной думы РФ, при возможном участии Торгово-промышленной палаты РФ, ПАО РОСБАНК, Центра компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики Фонда Сколково планирует проведение Круглого стола по обсуждению проблем правового регулирования и нормотворчества системы управления документами в электронной среде и внедрении цифровых технологий.

НАОСАР, совместно с ТПП России и партнерами НАОСАР, агрегируя передовой отряд специалистов профессиональных компетенций, выступили инициаторами формирования Рабочей группы для систематического сбора, анализа и обмена информацией о факторах, формирующих риски, уязвимые места документационного обеспечения управления организаций и систем управления документами в пространстве электронного взаимодействия (далее – Рабочая группа НАОСАР).

На прошедшем 28 февраля 2017 г. в ТПП России Круглом столе «Риски в администрировании, документационном обеспечении управления организаций» его участники пришли к выводу о необходимости системного анализа рисков с учетом: а) наличия и эффективности применяемых способов управления политикой, процедурами и ответственностью в сфере управления документами, вне зависимости от целей, содержания или носителя информации самих документов; б) источников опасных событий, их положительных и отрицательных последствий и вероятностей появления этих событий в сфере ответственности, полномочий и подотчетности организаций в отношении документов и политики управления документами, процедур, процессов и систем управления документами; в) диапазона возможных последствий событий, ситуаций или обстоятельств и соответствующих им вероятностей для установления уровня риска; г) уязвимостей жизненного цикла «документа», «записи», «электронной передаваемой записи» и «электронного сообщения», компонентов систем управления документами в пространстве электронного взаимодействия и цифровых технологий. 

Дополнительно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/03/blog-post_1.html 

Попытка НАОСАР привлечь внимание Федерального архивного агентства (Росархив), осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, о включении в Планы НИОКР, выполняемых на основе государственного задания Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), разработку методических пособий (рекомендаций) о защите правовых и имущественных интересов организаций (юридических лиц) от последствий отсутствия возможности управлять аутентичными, надежными и пригодными для использования документами, обеспечивающими деловые процессы в электронном взаимодействии с контрольно-надзорными органами власти, поддержана не была.

Подробно см.:
http://svdrokov.blogspot.ru/2017/07/4-2017-171.html 

Участники Рабочей группы НАОСАР вошли в состав тематических рабочих групп «Правовые ограничения», «Цифровая среда доверия» и «Финтех» Центра компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики Фонда Сколково, созданного во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с перечнем описаний регуляторных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики: 

- Отсутствие идентификации инфраструктуры рисков в администрировании, документационном обеспечении управления организаций в условиях изменений законодательства, требований регуляторов и реформы контрольной и надзорной деятельности.

- Отсутствие системного анализа рисков в администрировании, документационном обеспечении организаций связанных с наличием и эффективностью применяемых способов управления политикой, процедурами и ответственностью в сфере управления документами, вне зависимости от целей, содержания или носителя информации самих документов.

- Отсутствие системного анализа источников опасных событий, их положительных и отрицательных последствий и вероятностей появления этих событий в сфере ответственности, полномочий и подотчетности организаций в отношении документов, записей и политики управления документами, процедур, процессов и систем управления документами.

- Отсутствие нормативного регулирования, контрольно-надзорных мероприятий за ответственное владение и сохранность информационных ресурсов независимой доверенной фиксации, а также регистров, содержащих идентификаторы сведений об объектах и субъектах и их полномочиях.

- 5-летний интервал в реализации технического контроля за физическим состоянием носителей электронных документов и их воспроизводимости, а также отсутствие контроля за синхронизацией преобразования/смены программно-аппаратной среды и форматов электронных документов.

- Отсутствие практики имплементации актов ООН, рекомендуемых для альтернативных бумажным методам передачи, хранения и подтверждения подлинности информации в рамках международной электронной торговли и электронных деловых операций для формировании единой цифровой среды доверия.

- Правовая неопределенность Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 в рамках распоряжения Правительства РФ от 10 мая 2014 г. № 793-р. 

Перечисленные описания правовых барьеров лишь частично раскрывают отсутствующие компоненты в полноценной нормативно-технологической основе и единых подходах к ответственности, хранению и использованию электронных документов и записей, что приводит к дублированию электронных и бумажных технологий, тормозит переход к эффективному безбумажному взаимодействию субъектов рынков, стейкхолдеров как между собой, так и с их клиентами.

Сквозное проникновение информационных технологий и цифровизация экономических процессов создали основу для модернизации логистических операций, изменения структуры процессов создания и управления документами, которые являются неотъемлемой частью любого вида деятельности, обеспечивая деловую результативность, подотчетность, управление рисками, давая возможность извлечения пользы и прибыли из обладающих ценностью информационных ресурсов документальных фондов в электронной среде.

Формируемые в результате модернизации экономики «большие данные» документальных фондов, наряду с технологиями их анализа, стали одним из ведущих активов государства, бизнеса и гражданского общества. При этом отсутствие физических границ в цифровом пространстве открывает доступ к существенному массиву таких данных многочисленным участникам глобального экономического пространства.

Важным аспектом функционирования цифровой экономики являются две квантификационные величины, заключающиеся в политике управления документами, базирующейся на задачах стратегии высшего уровня: 1) создание и управление аутентичными, надежными и пригодными для использования документами, способными обеспечивать функции и деятельность организации, и 2) поддержка целостности этих документов, в течение требуемого периода времени.

Однако, для политики управления документами, как и для развития цифровой экономики, характерно существующее несовершенство системы правового регулирования и нормотворчества, ее объективное отставание от темпа развития и внедрения цифровых технологий в производственные процессы и жизненные циклы «документа», «оборотного документа или инструмента», «записи», «электронной передаваемой записи» и «электронного сообщения» в электронной торговле, которая приводит к накапливанию критического объема «серых» зон неопределенности, неурегулированных нормативными правовыми актами. 

Дополнительная информация по контактам:
http://office-adm.ru/ob-assotsiatsii/