понедельник, 28 февраля 2011 г.

Мероприятия распоряжения Правительства от 12.02.2011 № 176-р в образовательной практике

Понимая задачи и проблемы современного делопроизводства, Образовательный центр ЭЛАР отслеживает все изменения в нормативно-правовой базе, устанавливающей правила ведения делопроизводства, и разрабатывает рекомендации по оптимальному использованию существующих федеральных законов и постановлений Правительства.

В связи с выходом нового распоряжения от 12.02. 2011 № 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности» были внесены поправки в учебную программу семинара 22 марта 2011 «Актуальные вопросы современного делопроизводства в условиях изменяющейся нормативно-правовой базы».

Основными рассматриваемыми вопросами семинара являются:
- модификация нормативно-законодательной базы современного делопроизводства с учетом распоряжения от 12 февраля 2011 г. № 176-р;
- теория и практика оказания государственных услуг гражданам в ракурсе Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ;
- принципы, системный подход и методика в регулировании управления документами;
- управление регистрационными данными (метаданными) организации для оказания государственных услуг гражданам на примере типовой системы автоматизации архивного дела;
- требования и функции общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
- управление электронными архивами: принципы обеспечения сохранности документов оперативного хранения.

Задачами программы являются закрепление знаний практического использования нормативных требований к учету и обращению служебной информации; навыков применения требований к информационным системам электронного документооборота. Образовательный центр ЭЛАР обращает внимание на то, что своевременное обновление знаний в профессиональной области способствует развитию необходимых навыков для эффективного применения новых требований к ведению делопроизводства. Будьте в курсе последних изменений в нормативно-правовой базе и вооружайтесь знаниями по применению новых требований!
Дополнительная информация: http://erm.ru/

Почем графиня и Заслуженная артистка Украины?

На проходящем 28 марта в Париже аукционе русской фотографии выставлен лот № 100. На фото ближайшая подруга А.В. Тимиревой графиня Мария Ростиславовна Капнист (1914-1993), человек с интереснейшей биографией, Заслуженная артистка Украины.

Автор фото Сергей Леонтьев. Стартовая цена – 800-1000€.

Мария Ростиславовна рассказывала:

В один из лагерей Караганды – это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, – нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали... Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство... В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских.

В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Тимиревой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной – корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она – жена Колчака. К моменту нашей встречи Тимирева отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая – лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать…

Для информации: фото 2003 г. В.В. Путина – 1500-2000€; Императора Николая II – 150-200€.

Источник не указываю (вот такой плохой)

воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Проблемы интерпретации исторических источников: конференция

25-27 апреля 2011 Истфак Поморского госуниверситета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) проводит III Всероссийскую конференцию «Проблемы интерпретации исторических источников», в рамках ХIII Ломоносовских научных чтений студентов, аспирантов и молодых ученых.

Круг вопросов для обсуждения на конференции:
1. Теоретико-методологические проблемы источниковедения.
2. Проблема подлинности источников. Исторические мистификации.
3. Фольклор как исторический источник.
4. Источники региональной истории.
5. Визуальные исторические источники: сложности интерпретации и методы работы.
6. Периодическая печать как исторический источник.
7. Язык и художественный текст как исторический источник.
8. Актуальные проблемы устной истории.
9. Интеллектуальная история и ее источники.
10. Вещественные источники. Археология. Историческая реконструкция

Для участия в конференции до 1 апреля 2011 необходимо предоставить тезисы доклада и заполненный регистрационный бланк по адресу nsoist@pomorsu.ru

Источник: http://www.pomorsu.ru/

Швеция: запрос о сохранности бумажного транспортного документа у перевозчиков

Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН рассматривает запрос Швеции о новом требовании раздела 5.4.4 МПОГ/ДОПОГ/ВОПОГ, где сформулировано новое требование о хранении грузоотправителями и перевозчиками копий транспортных документов в течение как минимум трех месяцев. Транспортный документ может также храниться на электронных носителях или в компьютерной системе, однако должно быть возможным получить эту информацию в печатном виде.

Швеция истолковывает положения раздела 5.4.4 таким образом, что все участвующие в перевозке перевозчики должны хранить транспортный документ, однако она хотела бы узнать мнение других стран по этому вопросу.

Кроме того, возникает также вопрос о том, нормально ли то, что экспедитор, организующий и планирующий различные перевозки, является тем участником, который обязан хранить информацию, касающуюся перевозки, или же ее должен хранить фактический перевозчик.

Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=ECE/TRANS/WP.15/AC.1/2011/10&Lang=R
В случае если не откроется http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml и ввести ECE/TRANS/WP.15/AC.1/2011/10

Урегулирование споров в режиме онлайн (УСО)

Комиссией ООН по праву международной торговли опубликован доклад Рабочей группы III (Урегулирование споров в режиме онлайн (УСО) о работе ее 22-й сессии 13-17 декабря 2010 в Вене.

В докладе выражено общее согласие с тем, что согласованных международных стандартов, касающихся УСО, не существует и что необходимы практические методы урегулирования споров, связанных с многими небольшими по стоимости сделками, как КС-КС (коммерческая структура – коммерческая структура), так и КС-П (коммерческая структура – потребитель), которые в огромных объемах совершаются во всем мире и требуют оперативного, эффективного и низкозатратного механизма урегулирования споров.

Высказано мнение о том, что традиционные механизмы урегулирования споров, в т.ч. урегулирование в судебном порядке, не пригодны для урегулирования таких видов споров, поскольку они требуют слишком высоких расходов и много времени по сравнению со стоимостью самих сделок.

Высказано мнение о том, что трансграничное приведение в исполнение арбитражных решений является трудным, если не невозможным, с учетом отсутствия международных договоров, предусматривающих трансграничное приведение в исполнение арбитражных решений по сделкам КС-П.

Высказано мнение о том, что рекомендации РГ по УСО должны быть гибкими для учета разных условий в разных государствах, в т.ч. различия в культуре и уровне экономического развития, и того факта, что значение понятия «небольшая по стоимости сделка» может быть разным в разных государствах.

Отмечено, что важным соображением публичной политики является защита потребителей, что законодательство в этой области имеет весьма конкретный характер в разных государствах и что следует обеспечить, чтобы любой подход к УСО не ущемлял права потребителей на национальном уровне.

Отмечены языковые различия между государствами и обеспечение возможности для пользователей услуг по УСО эффективно общаться в ходе этого процесса на родном языке. В настоящее время разрабатывается новый стандарт сообщений – обмен данными об удовлетворении претензий в электронной торговле (ОУПЭТ), – который облегчит возбуждение дел потребителями и последующий диалог между сторонами в многоязычной среде.

В отношении допустимости доказательств было подчеркнуто, что в соответствии с законодательством некоторых государств доказательства в электронной форме не являются допустимыми и что это следует учитывать при разработке правовых стандартов.

Документ многоаспектный, рекомендую к самостоятельному прочтению и выводам.

Источник: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/CN.9/716&Lang=R
В случае если не откроется http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml и ввести A/CN.9/716

суббота, 26 февраля 2011 г.

2012: Межправительственная РГ по международным стандартам без России

В соответствии с резолюциями 1982/67 и 1985/71 Экономического и Социального Совета ООН Совет должен избрать 21 члена Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности на трехгодичный срок, начинающийся 1.01.2012, для заполнения вакансий (которые откроются 31.12.2011) по истечении срока полномочий членов, в т.ч. России.

Источник: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=E/2011/9/ADD.2&Lang=R
В случае если не откроется http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml и ввести E/2011/9/Add.2

Коллеги, а кто конкретно (по-фамильно) три года представлял Россию в данной группе? Будет ли доступен отчет о деятельности экспертов нациям России?.. «Где деньги, Зин…»

Тревел-грант Королевского общества Британии (и для россиян то же)

The Royal Society объявило намерение о реализации программы тревел-грантов на 2011, на которой будут рассматриваться адресные заявки ученых (имеющие степени) в области естественных наук на финансирование участия в научных конференциях и краткие поездки в рамках международного научного сотрудничества.

Источники:
http://royalsociety.org/International-Travel-Grants/
http://ffdd.ru/activity/information/88.html

В России подобный опыт вряд ли приживется. Все «уйдет» в Сколково, как всегда, безадресно и скопом… В конце прошлого года за свои деньги плюс взятые в банке под кредит, я было «рванул» на закрытый аукцион в «одну из жарких стран», чтобы выкупить Золотую книгу Морского кадетского корпуса. Мало того, что чуть не «поседел» от оформления вывоза валюты, скандального срыва вылета (требовалась четкость в личной явке до начала аукциона), так еще придется с банком расплачиваться :) Что такое наука в России?

Грант Президента России

Минкультуры России объявлен конкурс для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Сроки представления заявок: 1 февраля по 1 апреля 2011

Заявки следует направлять по адресу:
Министерство культуры Российской Федерации,
М. Гнездниковский пер., 7, Москва, Россия, 125009,
Телефон для информации: (8-495) 629-53-13

Источник: http://www.mkrf.ru/activity/competitions/detail.php?ID=162169

среда, 23 февраля 2011 г.

«Зеленая» экономика и передача технологии: правозащитный подход

Права интеллектуальной собственности могут стать барьером для передачи отдельных технологий, в частности технологий, имеющих отношение к адаптации к изменению климата. Использование правозащитного подхода к передаче технологии в контексте изменения климата открывает многочисленные возможности, помогающие решать, какие технологии с учетом правозащитных последствий должны в первую очередь предназначаться для стимулирования развития и передачи; какие главные препятствия для устойчивого развития связаны с режимом интеллектуальной собственности и другими экономико-правовыми режимами; и как можно повысить качество управления благодаря использованию целостного и эффективного подхода к уменьшению энтропогенного воздействия на климат и адаптации к изменению климата.

Источник: Доклад Социального форума 2010 года (Женева, 4-6 октября 2010)
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/16/62&Lang=R
В случае если не откроется http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml и ввести A/HRC/16/62

пятница, 18 февраля 2011 г.

Фонд цифровой солидарности

«Фонд цифровой солидарности» зарегистрирован в Женеве в марте 2004 г. по результатам Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), прошедшему в декабре 2003 г. с участием 50 глав стран мира. Эту инициативу поддержали все главы стран-членов Африканского союза (всех стран Африки), а также Франция. Предполагается, что поступления в Фонд будут состоять из добровольных отчислений в размере 1% от контрактов частных поставщиков IT-услуг за использование ими бренда «Цифровая солидарность». Большая часть средств Фонда (60%) расходуется на преодоления цифрового неравенства между развитыми и беднейшими странами мира, 30% идут на финансирование «точек роста» в странах с переходными экономиками, и 10% – на поддержку имеющих глобальное значение информационных проектов, реализуемых развитыми странами.

Первыми спонсорами Фонда стали правительство Швейцарии, выделившее 200 млн. франков КФА, Всемирный банк (400 млн. франков КФА) и правительство Сенегала, (250 млн. франков КФА). Швейцария одновременно решила особо поддержать Сенегал, Мозамбик и Мали – Швейцарское агентство сотрудничества и развития выделило каждой из этих стран по 1 млн. швейцарских франков (420 млн. франков КФА) на строительство мультимедийных центров.

Источник: http://www.dsf-fsn.org/

Кризис исторической памяти России

Можно ли говорить о том, что Россия переживает кризис исторической памяти — история мифологизирована, адаптирована к текущим историческим задачам?..

На этот, и не только, вопросы, ответил академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) Ю.С. Пивоваров.

Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2011/015/06.html

Рис. Новая газета, 11.02.2011, № 15

среда, 16 февраля 2011 г.

Насильственные исчезновения в рамках внутреннего законодательства

В своей резолюции 14/10 от 18 июня 2010 г., озаглавленной «Насильственные или недобровольные исчезновения», Совет по правам человека просил Рабочую группу подготовить доклад для представления Совету по правам человека на его 16-й сессии.

На основе анализа действующего законодательства и решений судебных органов ряда стран в настоящем докладе приведена информация о передовой практике, которая может помочь государствам в совершенствовании имеющегося и разработке нового законодательства в отношении насильственных исчезновений. В разделе, посвященном выводам, содержится перечень примеров такой передовой практики для применения всеми государствами.

Источник:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/16/48/ADD.3&Lang=R
В случае если не откроется http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml и ввести A/HRC/16/48/Add.3

Протоколы допросов А.В. Колчака и А.В. Тимиревой в источниковедческом аспекте конца XX века

В 1998 г. авторский коллектив ВНИИДАД подготовил и опубликовал методическое пособие «Издание судебно-следственных документов советского периода. Методическое пособие. М.: [Росархив, ВНИИДАД], 1998».

Состав судебно-следственных документов советского периода, рассматриваемых в аспекте предварительного обобщения небольшого опыта публикации судебно-следственных документов конца XX в., включает подлинные протоколы допросов Верховного правителя России А.В. Колчака и А.В. Тимиревой.

Дополнительно см. на блоге ярлыки «Протоколы Колчака» и «Протоколы Тимиревой».

В пособии последовательно рассматривается методика каждого этапа подготовки судебно-следственных документов к изданию: выявления и отбора, выбора и передачи текста, археографического оформления, разработки научно-справочного аппарата.

Источник: http://www.opentextnn.ru/history/arkheography/metod/sovsled/?id=398

Рис. с сайта компании «Санлэнд»

вторник, 15 февраля 2011 г.

Славные юбилеи сертификации программных средств обеспечения делопроизводства и документооборота в России

В 2011 г. исполняется 10-тилетие СТУ 115.007-2001 - Программные средства обеспечения делопроизводства и документооборота. Характеристики качества и методы их оценки. Общие технические требования и 5-летие СТТ 115.50-09-2006 Программные средства обеспечения делопроизводства и документооборота.

Специальные технические условия (СТУ) – это нормы проектирования для индивидуального объекта, являющиеся составной частью проектной документации на конкретный объект. Требования, установленные СТУ, не должны противоречить обязательным требованиям, установленным законодательством и правовыми актами РФ и действующими нормативными документами, утвержденным в установленном порядке.

Система сертификации «Росинфосерт» является системой, независимой от Заказчиков и Поставщиков средств информатизации при проведении их сертификации: Система создана в 1994 г. Комитетом по политике информатизации при Президенте РФ (РОСКОМИНФОРМом).

В последующие годы Система возглавлялась следующими федеральными органами исполнительной власти: Государственный комитет по связи и информатизации (Госкомсвязи России). Государственный комитет по телекоммуникациям (Гостелеком России). Министерство Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России). Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России). В настоящее время - Руководящий (аккредитующий) орган Системы – ВНИИПВТИ Федерального агентства по информационным технологиям.

Подробно см.: http://www.vniipvti.ru/institute.htm
http://www.pvti.ru/institute.htm

Независимыми являются как сам аккредитующий орган, так и аккредитованные им в Системе (подконтрольные ему) органы по сертификации. То есть Система сертификации «Росинфосерт» по критериям независимости при сертификации в полной мере соответствует международным требованиям.

Источники: http://www.vniipvti.ru/sysrosinfosert.htm
http://www.pvti.ru/sysrosinfosert.htm
http://www.vniipvti.ru/rosinfosert-nomen.htm

понедельник, 14 февраля 2011 г.

«Дематериализация» = инвестиции в природный и человеческий капитал

По итогам Конференции министров по окружающей среде и развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прошедшим в Астане 27 сентября – 2 октября 2010 г., Секретариатом разработана Записка «Устойчивое развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе: тенденции, задачи, возможности и перспективы политики».

Пункт 82 Записки включает: «Модели поведения и потребительские предпочтения являются основными детерминантами моделей потребления, которые влияют как на использование ресурсов, так и на качество жизни. Усилия по обеспечению устойчивого потребления должны вместо уменьшения объема потребления и снижения экономической активности повышать качество потребления.

Такие понятия, как дематериализация имеют важное значение, наряду с инвестициями в природный и человеческий капитал. Традиционные культурные ценности могут стать ценными подходами к обеспечению устойчивых моделей потребления в условиях глобализации общества потребления как в случае с Бутаном (валовое национальное счастье), Японией (экономика полного использования ресурсов) или Таиландом (экономика достаточности)».

Источник:
http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/B10/019/63/PDF/B1001963.pdf?OpenElement
В случае если не откроется http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml и ввести E/ESCAP/MCED(6)/1

Роль СЕФАКТ ООН в разработке стандартов: согласие стран

Цели и программа работы Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) касаются, в частности, стандартов и процедур торговли, выявленной наилучшей практики, а также интероперабельности и осуществления таких «пакетных решений», как UNeDocs.

С использованием конкретного инструментария СЕФАКТ ООН оказывает помощь в деле внедрения и пропаганды надлежащей практики. Он также сообщает государствам-членам обзорную информацию о работе в области упрощения процедур торговли, проводимой во всех международных организациях.

Выпускаемые СЕФАКТ ООН продукты могут помочь странам повлиять на развитие административных и регулирующих аспектов международной торговли. Они могут также помочь им изыскать возможности для осуществления более конкурентных операций, облегчающих международную торговлю, а также для применения соответствующих международных стандартов и наилучшей практики.

Страны могут научиться тому, каким образом изменить стандарты с учетом своих национальных потребностей и как внедрять их на приемлемой основе. При содействии СЕФАКТ ООН страны могут получать сведения о том, к какой международной организации им следует обратиться за требуемой информацией или помощью по данным вопросам.

Страны согласились, что они хотели бы, чтобы СЕФАКТ ООН разрабатывал интероперабельные, межотраслевые стандарты, содействующие налаживанию информационных связей между различными национальными правительственными ведомствами, а также между государственным и частным секторами.

По мнению стран, СЕФАКТ ООН должен оказывать помощь в конвергенции многочисленных существующих национальных стандартов в сторону одного стандарта, отвечающего потребностям как малых и средних предприятий (МСП), так и крупных организаций. Заинтересованные стороны также рассчитывают на то, что СЕФАКТ ООН активизирует работу по линии электронного фактурирования и обеспечит сохранение существующих и будущих инвестиций в секторе данных.

Источник:
http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G08/245/98/PDF/G0824598.pdf?OpenElement
В случае если не откроется http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml и ввести ECE/TRADE/C/CEFACT/2008/4

пятница, 11 февраля 2011 г.

Сайт Президента России «грешит» безграмотностью оформления документов?..

На официальном сайте Президента Российской Федерации имеется специальная вкладка «Документы», где размещается информация о подписанных им документах государственного уровня.

Источник: http://президент.рф/

Обращали ли вы внимание на то, что публикуемые тексты документы не имеют обязательных реквизитов, как то: номер документа, дата документа?.. «Веселыми», однако, они получаются: указывается дата (чего? Размещения на сайте? Подписания?) и время (чего? Подписания? Размещения на сайте?), а также «ключевое слово» :)

Кто конкретно несет полноту ответственности за соответствие текстов документов (законов, указов и т.п.): Президент, его Администрация?.. Что «юридически» подтверждает соответствие текстов: антураж сайта?..

Если мы захотим на официальном сайте Президента России получить текст документа государственного уровня (то есть документ Гаранта Конституции Российской Федерации), то воспользоваться «услугами» «Банка документов» не сможем. Причина простая: в графическом формате надо знать номер (а откуда?), в текстовом формате документы размещаются спустя минимум 3 (трое) суток после подписания.

«Документы» Президента Российской Федерации на его официальном сайте – «милая шутка»?..

Информационно-коммуникационные технологии в целях развития наций Планеты Земля

2 февраля 2011 г. на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция 65/141. «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития», где учитывается центральная роль системы Организации Объединенных Наций в поощрении развития, в том числе применительно к расширению доступа к информационно-коммуникационным технологиям, в частности по линии партнерств со всеми соответствующими заинтересованными сторонами, о включении в предварительную повестку дня своей 66-й сессии специального пункта.

Пост публикуется с целью доведения информации о системном перечне высшего уровня документов ООН по вопросам информационного общества.

Источник: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/65/141&Lang=R

Изменение климата и права человека

4 января 2011 г. опубликован свод обсуждений и рекомендаций Социального форума 2010 года, проходившего 4-6 октября 2010 г. в Женеве в соответствии с резолюцией 13/17 Совета по правам человека.

Участники Социального форума 2010 года заслушали сообщения экспертов и провели по каждому из них интерактивный обмен мнениями, позволивший сформулировать рекомендации, касающиеся негативных последствий изменения климата для полного осуществления прав человека, включая право на жизнь и экономические, социальные и культурные права; мер и действий по борьбе с негативным воздействием изменения климата на полное осуществление прав человека на местном, региональном и международном уровнях, в том числе на наиболее уязвимые группы, включая женщин и детей; а также важности международной помощи и сотрудничества в борьбе с негативным воздействием изменения климата на права человека.

Было указано также, что говорить об адаптации к изменению климата, а не о борьбе с изменением климата значит вызвать опасность своего рода капитуляции. Поскольку борьба с изменением климата имеет огромное значение, политические и иные меры следует принимать не только для адаптации к климатическим изменениям, но и для уменьшения антропогенного воздействия на климат.

Источник: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/16/62&Lang=R

Рис. из журнала «Дом солнца»

Образовательный «штурм» профессиональных навыков

Отраслевой центр повышения квалификации по архивному делу и документационному обеспечению управления (ОЦПК ВНИИДАД) создан решением коллегии Росархива 29 сентября 1999 г. на базе курсов повышения квалификации ВНИИДАД.

Решением Совета глав правительств СНГ от 18 сентября 2003 г. ВНИИДАД был присвоен статус базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств - участников СНГ.

Источник:
http://www.vniidad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1159&Itemid=614

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Образовательный центр «ЭЛАР» создана в августе 2003 г. на базе Корпорации ЭЛАР. Департамент образования города Москвы, на основании приказа от 18 августа 2010 г. № 1197Л подтвердил Образовательный центр прошедшим лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам со сроком освоения от 72 до 500 часов на базе среднего и высшего профессионального образования (лицензия № 027418).

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, центром разработан и успешно апробируется комплекс тем по формированию и управлению электронными информационными ресурсами.

Дополнительно см.: http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/2011-2020.html

10 февраля 2011 г. на базе ОЦПК ВНИИДАД состоялся «образовательный штурм» профессиональных навыков преподавателей института и Образовательного центра ЭЛАР по разработке номенклатур дел организаций для слушателей, повышающих свою квалификацию. Цель «штурма» - активизировать участников, пробудить в них творческие силы, глубоко вникнуть в проблемы, преодолеть психологическую инерцию мышления, дополняя традиционную схему взглядов и представлений о составлении основного учетного документа ДОУ в изменяющихся нормативно-методической и технологической регулирующих средах.

Дополнительная информация: http://erm.ru/

четверг, 10 февраля 2011 г.

Информатизация архивной отрасли России 2020: идущий вслед не обгонит…

На официальном сайте Росархива размещена для публичного обсуждения «Программа информатизации Федерального архивного агентства на 2011-2020 годы», которая будет рассматриваться 22 февраля на Коллегии.

Источник: http://archives.ru/press/220211_1.shtml

Содержание программы, где слабо представлена национальная стратегия архивной отрасли и прослеживается завуалированная ангажированность (на период 2011-2020 гг.) типовых решений определенного разработчика, а также безысходность стратегии образования, учитывающая современные потребности рынка труда и баланс между высшим образованием и профессиональной подготовкой специалистов архивов, настоятельно требует от профессионального российского сообщества активного участия в обсуждении.

Следите за блогом…

Пропавшие без вести: идентификация, право знать правду, господдержка, компенсации

17-21 января 2011 г. 6-я сессия Консультативного комитета Совета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН рассмотрела «Доклад о передовой практике в вопросе о пропавших без вести лицах».

Одной из ключевых мер по недопущению того, чтобы люди пропадали без вести в вооруженных конфликтах, является надлежащая идентификация военнослужащих или членов вооруженных групп. Единственными надежными средствами идентификации являются личные дела, удостоверения личности и опознавательные медальоны.

Вопрос идентификации также актуален и для других групп, подвергаемых риску, например изолированных групп населения, гражданских лиц, находящихся в зоне боевых действий, перемещенных лиц, лиц пожилого возраста и детей. Кроме того, рекомендуется обеспечить надлежащую регистрацию личных данных военнослужащих, членов вооруженных групп и лиц, подвергающихся риску, включая, в частности, несопровождаемых детей, престарелых и инвалидов, что может оказать помощь в последующей идентификации останков.

Национальные власти должны регистрировать факт смерти и выдавать соответствующие свидетельства. Кроме того, необходимо создать информационные бюро и службу регистрации захоронений, как это предусмотрено Женевскими конвенциями.

Ключевую роль в выяснении судьбы пропавших без вести лиц способен играть независимый и беспристрастный национальный орган. Государствам надлежит обеспечить создание и оперативное функционирование такого учреждения (комиссии или комитета по пропавшим без вести лицам) через такие надлежащие структуры, как рабочие группы или соответствующие механизмы.

Комиссия по пропавшим без вести лицам должна иметь четко определенный гуманитарный и законодательно прописанный мандат, в котором основное внимание уделяется розыску пропавших без вести лиц в результате вооруженных конфликтов, а также должна располагать ресурсами и полномочиями, необходимыми для выполнения ее мандата.

В частности, она должна: а) принимать запросы на поиск и на их основании проводить сбор и проверку информации и предоставлять заявителю и государственным органам имеющиеся сведения и факты о находящихся в розыске лицах, а также любую информацию о месте нахождении и судьбе таких лиц в соответствии с национальным законодательством и нормами в области защиты личных данных и обращения с ними;

b) отвечать за ведение регистра данных и принимать необходимые правила, связанные с решением этой задачи; с) принимать надлежащие меры для обеспечения права лишенных свободы лиц информировать своих родственников о своем состоянии, местонахождении и обстоятельствах своего задержания/тюремного заключения;

d) принимать меры для обеспечения осуществления прав родственников пропавших без вести лиц; е) выполнять любые другие задачи, необходимые для осуществления своих полномочий.

Указанный орган должен предоставлять такие ресурсы, как линия экстренной телефонной связи и вебстраницы, для родственников и свидетелей в целях регистрации пропавших без вести лиц и розыска возможных мест захоронения.

Необходимо, чтобы указанные учреждения в максимально возможной степени были деполитизированы, открыто проводили свою работу и включали в свой состав не только сотрудников правительственных органов, но и представителей гражданского общества, а также родственников пропавших без вести лиц.

Государствам следует рассмотреть вопрос о признании пропавших без вести гражданских лиц жертвами войны и о включении их семей в охват системы социальных пособий, которые предоставляются семьям пропавших без вести военнослужащих.

Необходимо обеспечить право родственников пропавших без вести лиц на получение компенсации.
Источник: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/HRC/AC/6/2&Lang=R

среда, 9 февраля 2011 г.

LFP: Стажировка на Капитолийский холм

Молодые специалисты России могут пройти краткосрочную стажировку в органах законодательной и исполнительной власти США, организатором которой являются Американские советы по международному образованию, проводящие конкурсную программу «Legislative Fellowship Program».

Приглашаются граждане России, в возрасте от 25 до 35 лет, владеющие английским языком, имеющие соответствующий опыт работы и желание учиться и работать. Программа LFP полностью финансируется правительством США и обеспечивает: проезд участников от места жительства до места прохождения стажировки в США, получение американской визы, проживание в принимающей семье, стипендию, медицинскую страховку, возможность участия в последующих семинарах выпускников и приеме американских коллег в России.

Продолжительность стажировки – с 12 сентября по 21 октября 2011 г., включая спецпрограммы в Москве перед отъездом в США и по приезду в Вашингтон, округ Колумбия. Заявки принимаются до 25 марта 2011 г.

Источник: http://apps.americancouncils.org/lfp/

Адмирал Колчак: «тихие сенсации» научной работы

Как я писал на блоге, в настоящее время ведется кропотливая работа над научными проектами

http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_25.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/2011.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_12.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_6444.html и др.

Благодаря помощи американских друзей, в состав предисловия (или отдельной главой) будет включен краткий обзор истории заселения США носителями фамилии «Колчак», которых насчитывается около 500 тыс. (авторские права и требования к персональным данным соблюдаются).

Американским коллегам за помощь огромное спасибо!

На рис. статистические диаграммы носителей фамилии «Колчак» на территории США (авторские права в научном проекте соблюдаются)

вторник, 8 февраля 2011 г.

65-летие ООН: исторические документы

В 1998 г. Библиотека им. Дага Хаммаршельда начала работать над программой перевода в цифровой формат документов основных органов ООН, выпущенных в период с 1946-го по 1992 гг. на всех официальных языках Организации.

Источник: http://www.un.org/Depts/dhl/landmark/amajorr.htm

понедельник, 7 февраля 2011 г.

90-летие образованного «активного гражданства»

Основные функции Национального института непрерывного образования взрослых (NIACE) Великобритании состоят в регулировании рынка труда и адаптации специалистов к изменяющимся требованиям производства; педагогические исследования и продвижение новых форм и методов организации обучения, способствующих процессу инноватизации системы образования для взрослых.

В основу этих инновационных процессов входят применение информационных и коммуникационных технологий в профессиональном обучении. Например, «виртуальная мобильность», когда любой взрослый человек может осуществить процесс обучения в режиме реального времени, независимо от своего местонахождения. Такие возможности используются в дистанционном обучении, и ведут к «сокращению расстояния» как между взаимодействующими странами и регионами, так и между отдельными людьми.

В 2010 г. NIACE был удостоен (в том числе) звания Лауреата премии ЮНЕСКО им. короля Хамада бин Иса аль-Халиф за использование ИКТ в образовании. Он является ведущей неправительственной организацией, созданной для оказания содействия взрослым учащимся Англии и Уэльса, развернув общенациональную сеть из 6 тыс. центров доступа в Интернет для обслуживания взрослых в отдаленных сельских и городских районах, в дополнение к 194 интернет-проектам для взрослых, живущим в приютах. Около 3 тыс. инструкторов прошли подготовку в качестве преподавателей для работы со взрослыми, имеющими доступ к национальным и региональным сетям. NIACE считается образцовой моделью для стран, желающих помочь взрослым в овладении компьютерной грамотностью.

Интервью «The «E» in e-learning really can stand for exciting!» с директором Программы г-ном А. Кларком см.:
http://www.unesco.org/new/en/education/themes/single-view/news/the_e_in_e_learning_really_can_stand_for_exciting/

А история «активного гражданства» началась 19 января 1921 г. известным британским педагогом Альбертом Мансбриджем (1876-1952), основавшим Образовательную Ассоциацию рабочих. Он также стоял у истоков деятельности Всемирной Ассоциации образования для взрослых, Морского колледжа Морского общества, Национальной центральной библиотеки.

Кстати, NIACE имеет весомое общественное влияние не только на политическую жизнь, но социальное и культурное развитие страны, например создание британского Института кинематографии и Совета по культуре и искусству. Многие аспекты экономического развития современной Великобритании и роль Национального института непрерывного образования взрослых переплетаются с этапами истории «упорядоченного государства всеобщего благоденствия или Великого общества» подданных Короны. Но об этом лучше ознакомиться из первоисточников…

Источник: http://www.niace.org.uk/

воскресенье, 6 февраля 2011 г.

Провал политики мультикультурности ЕС и возврат к истокам ООН?..

Без комментариев.

Источник:
http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/02/110205_cameron_multiculturalism_failed.shtml
Дополнительно см.: http://svdrokov.blogspot.com/2011/02/blog-post_01.html

Опыт германских архивистов в установлении истины

Несколько месяцев в Германии не утихают дискуссии и споры, вызванные публикацией результатов архивного расследования роли германского дипломатического ведомства при нацистском режиме. В 2005 году по поручению тогдашнего министра иностранных дел Германии Йошки Фишера комиссия историков предприняло масштабное исследование в архивах нескольких стран с целью найти и изучить документы, которые проливали бы свет на то, какую долю ответственности несут высокопоставленные и рядовые сотрудники министерства за насильственную политику гитлеровского режима в оккупированных Третьим рейхом странах.

Российский портал «Уроки Истории» 25 января 2011 г. опубликовал перевод развернутого интервью одного из авторов нашумевшего доклада «Министерство и его прошлое: немецкие дипломаты в Третьем рейхе и ФРГ» (Das Amt und die Vergangenheit: Deutsche Diplomaten im Dritten Reich und in der Bundesrepublik).

Источник: http://urokiistorii.ru/memory/place/1360

90-летие расстрела А.В. Колчака: Омский пиар приобрел стоимость

Министерство государственно-правового развития Омской области «пошло ва-банк». Не высохли еще чернила о дутой «сенсационной» передаче якобы «протоколов допроса» в Исторический архив Омской области, как тут же решено создать «Центр по изучению истории Гражданской войны в Сибири» за начальную стоимость 35 млн. руб.

Источники:
http://expo-interes.ru/2011/02/v-omske-otkroetsya-muzej-admirala-a-kolchaka/
http://www.vesti.ru/doc.html?id=425411

В этом центре, вы только вчитайтесь в эти достойные умиления строки, «будут работать историки, изучающие эти годы, архивариусы». Работать над какими документами, позвольте спросить? Ведь в так называемом «личном фонде А.В. Колчака (Р-3436)» нет ни одного документа (31 дело ксерокопий за 1900-2008 гг.), который можно было отнести к составу «личного фонда». И за что это архивистов обозвали «архивариусами», т.е. специалистами технических архивов?

Подробнее см.:
http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_12.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_02.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/09/xxi.html

Далее, сообщается: в помещении разместят большой конференц-зал для проведения заседаний, а также мемориальный кабинет Александра Колчака, в котором будут храниться его личные вещи. Новость о «личных вещах» Верховного правителя России радует, но будет ли оправдано размещение портянок, кальсон и т.п. для всеобщего обозрения? Список личных вещей Колчака действительно имеется (и даже два), опубликованных мною еще в 1990 г. Поэтому «содержателям» бюджета (sic!) мемориального кабинета придется потрудиться над тем, чтобы представить исторические доказательства принадлежности «экспонатов» лично А.В. Колчаку. Помнится, мне как то в одном сибирском трактире показывали 10-ведерный самовар… :)

Соразмерны ли траты с бюджетом на оцифровку архивных документов учреждений архивной службы Омской области? Напомню – стартовая цифра на центр 35 млн. руб.

На рис. меню одного омского ресторана с узбекской кухней

суббота, 5 февраля 2011 г.

Роль национальной системы архивов в праве на установление истины

За последнее десятилетие возросло осознание того, что архивы и работники архивов играют центральную роль в обеспечении прав человека. Поворотным событием стало принятие в 1997 г. Комиссией по правам человека Свода принципов защиты и поощрения прав человека посредством борьбы с безнаказанностью (E/CN.4/Sub.2/1997/20/Rev.1, приложение II). В соответствии с резолюцией 2004/72 Комиссии принципы были обновлены в 2005 г. (E/CN.4/2005/102/Add.1).

В принципах подчеркивается, что каждый человек имеет право знать правду о том, что произошло с ним/ней, а общество в целом вправе знать, и обязано помнить правду. В соответствии с принципами к числу мер, которые должно принимать государство для защиты права на информацию, относится его обязательство «обеспечить сохранение архивов, имеющих отношение к нарушениям прав человека и гуманитарного права, и доступ к ним» (там же, принцип 5).

Национальная система архивов предназначена служить конкретной государственной структуре, и при смене такой структуры система архивов должна быть преобразована. Надежная национальная система архивов играет существенную роль при демократическом устройстве в плане сохранения материалов, имеющих важное значение для осуществления прав человека. В систему должны входить учреждения, сохраняющие материалы правительства, и учреждения, сохраняющие неправительственные материалы и личные документы.

В своей резолюции 9/11 Совет по правам человека просил Управление Верховного комиссара ООН по правам человека подготовить для представления Совету на его XXII сессии всеобъемлющее исследование по вопросу о передовой практике эффективного осуществления права на установление истины, включая, в частности, практику применительно к архивам и досье, касающимся грубых нарушений прав человека, и программ защиты свидетелей и других лиц, участвующих в судебных процессах, которые связаны с такими нарушениями.

Источник: http://www.un.org/ru/documents/ods/index.shtml
Далее ввод в поисковую строку: A/HRC/12/19 и выбор русскоязычного текста [rus]

Напомню, что в ноябре 2010 г. делегаты 3-го комитета Генеральной Ассамблеи ООН приняли резолюцию, провозглашающую 24 марта Международным днем права на установление истины в отношении грубых нарушений прав человека и достоинства жертв.

Источник: http://www.com-cor.ru/ru/den-prava-na-ustanovlenie-istiny

Предлагаю сообща попытаться найти хоть одну статью из Типового перечня документов, образующихся в процессе деятельности госорганов, органов самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, которая касалась бы сохранности документов о правах на установление истины грубых нарушений прав человека.

Источник: http://archives.ru/documents/perechen_typdocs.shtml

Может быть, есть ведомственные перечни документов?.. Тем временем, на обновленном портале Международного Совета архивов имеется страничка Рабочей группы по данной проблеме.

Источник:
http://www.ica.org/3321/about-archives-and-human-rights/about-archives-and-human-rights.html

Цифровые дипломатии 2011

29 сентября – 1 октября 2011 в Неаполе (Италия) состоится конференция, организаторами которой выступают ICARus / Università degli studi di Napoli Federico II. Под «дипломатиями» понимается более широкий спектр распространения и обращения цифровых документов (знаний), наиболее соответствующих их бумажному оригиналу. К участию приглашаются студенты и исследователи истории, филологии и политологии, интересующиеся новыми методами исследований дипломатии посредством цифровых технологий. Выбранным участникам будут оплачены дорожные расходы и проживание. Работы будут опубликованы. Языки конференции: английский, французский, немецкий, испанский и итальянский.

Источник: http://www.cei.lmu.de/digdipl11/

четверг, 3 февраля 2011 г.

Автоматизация Росархива: Курс на «сокрытие» казенной принадлежности к бюджетной системе и документов Архивного фонда России?

1 февраля 2011 г. на официальном сайте Росархива опубликован для обсуждения проект «Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации», который должен заменить действующий «Регламент государственного учета Архивного фонда Российской Федерации» 1997 г.

Источник: http://archives.ru/press/010211_2.shtml

Возможно, проект разрабатывался до Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (в ред.)

Иначе в «Паспорте государственного, муниципального архива, музея, библиотеки, организации Российской академии наук на 1 января _____г.», а также элементах описания архивных фондов государственного, муниципального архива для ведения государственного учета документов Архивного фонда РФ в автоматизированном режиме в формате «Архивный фонд», «Фондовый каталог», «Центральный фондовый каталог» (раздел «Архив»), возможно, были бы учтены идентификаторы, характерные для казенных учреждений.

Источник: http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_6696.html
На памяти резолюция Совета по архивному делу при Росархиве от 4 июня 2008 г. «Информационные технологии в архивном деле: актуальные проблемы и пути их решения», где этот коллегиальный орган подтвердил актуальность пополнения имеющихся и вновь создаваемых баз данных ПК «Архивный фонд» всей обязательной информацией.

В состав «Стратегических целей автоматизированной системы централизованного госучета» входил полный учет архивных документов на уровнях ФОНД – ОПИСЬ – ЕДИНИЦА ХРАНЕНИЯ. Предусматривался «ввод описаний на уровне отдельного документа, но при этом к описанию можно будет присоединять файлы любых форматов. Таким образом, можно будет сканировать и предоставлять пользователям не только тексты документов, но и их изображения, цифровые копии фотоотпечатков и негативов, фоно-, кино- и видеозаписей».

Источник: http://www.rusarchives.ru/news/council_90_k.shtml

Предлагаю внимательно ознакомиться с содержанием элементов описания архивных фондов для ведения госучета в автоматизированном виде в проекте «Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации». Как видим, пропал уровень «Единица хранения».

Раздел «Архив»: - полное и сокращенное название уполномоченного органа исполнительной власти в области архивного дела; - адрес уполномоченного органа исполнительной власти в области архивного дела; - полное и сокращенное название архива; - адрес архива; - уровень и тип архива; - федеральный округ и субъект Российской Федерации; - паспорт архива.

Раздел «Фонд»: - номер фонда; - полное и сокращенное название фонда; - тип и вид фонда; - тип документации фонда; - тип носителей документации фонда; - крайние даты документов фонда; - год первого поступления документов; - источник поступления и основание поступления документов; - движение и справка по движению документов фонда; - характеристика секретности, доступ и причина ограничения доступа к документам фонда; - объемные показатели по фонду; - количество описей в фонде; - исторический период; - собственность; - срок хранения; - сведения о переименовании фонда; - сведения о незадокументированных периодах; - сведения о фондовых включениях; - сведения об объединенном архивном фонде (ОАФ); - нахождение фонда в розыске; - историческая справка; - аннотация.

Раздел «Описи: - номер описи; - название описи; - тип описи; - тип документации описи; - тип носителей документации описи; - крайние даты документов описи; - источник поступления и основание поступления документов; - движение и справка по движению документов описи; - характеристика секретности, доступ и причина ограничения доступа к документам описи; - объемные показатели по описи; - срок хранения; - количество экземпляров описи.

Раздел «Движение документов»: - номер акта; - дата акта; - тип акта; - движение; - объект движения; - объемные показатели.

Дополнительно см.: http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post.html

Равноправие э-документа и бумажного носителя: научные методы познания

В ходе заседания Президиума Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 27 января 2011 г. в г. Оренбурге, глава Правительства России В.В. Путин, указал на необходимость устранения препятствий для использования документов на информационных носителях. «Электронный документ должен быть окончательно приравнен в правах к бумажному носителю», - подчеркнул премьер. «Прошу Министерство связи также урегулировать все технические вопросы использования и подтверждения электронных цифровых подписей», - также сказал он.

Источник: http://minkomsvjaz.ru/news/xPages/entry.10831.html

Минэкономразвития России от имени РФ 25 апреля 2007 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 1821-р была подписана Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах.

См. Конвенцию: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/elect_com.shtml

Во взаимосвязи с работой по ратификации Конвенции, в сентябре 2010 г. Минкомсвязью России был объявлен открытый конкурс на заключение госконтракта на выполнение НИР по разработке изменений в действующее российское законодательство, направленных на устранение необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе.

Источник: http://zakupkiold.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=870619
Дополнительно см.: http://svdrokov.blogspot.com/2011/02/blog-post.html

Один из участников конкурса представил «Предложения о качестве работ и иные предложения об условиях исполнения контракта по лоту № 8», включив туда перечень теоретических и общеметодологических принципов, логических приемов и методов научного исследования, специальных методов и средств познания правовых явлений.

1. Диалектический метод позволяет рассматривать и анализировать положения действующих нормативных правовых актов в их развитии и движении, противоречивости разного уровня в рамках общей системы использования электронных сообщений в договорах.

2. Метод дедукции позволяет (на основе общего анализа действующих норм российского и зарубежного законодательства, сложившейся судебной практики и научной доктрины) разработать предложения изменений в действующее российское законодательство.

3. Метод обобщения (индукции) позволяет на основе анализа действующей российской и зарубежной нормативно-правовой базы, судебной практики и достижений российской и зарубежной теории права, осуществить научно обоснованную и глубокую систематизацию анализируемого материала.

4. Метод анализа (общенаучный) обеспечивает определение объекта исследования, разработку предложений и рекомендаций комплексной систематизации материала, выработку алгоритмов внесения изменений в законодательство, в связи с подготовкой к ратификации Конвенции ООН.

5. Социологический метод позволяет сформулировать предложения, программы, алгоритмы, обеспечивающие устранение необоснованных ограничений возможности использования документов в электронной форме. В целом основывается на специфических методах: анализ документов, контент-анализ и др.

6. Формально-логический метод позволяет уточнить логические формы (строение, структуру) рассуждений, осуществляемых средствами современной формальной логики; касается логических выводов, доказательств, умозаключений и т. п., а также их составных частей (понятия, термины, предложения).

7. Метод системного анализа позволяет обеспечить создание методических основ для разработки и последующей реализации норм российского права, устраняющих необоснованные ограничения в связи с использованием электронного документооборота.

8. Метод синтеза используется для составления конкретных предложений по содержанию актов, вносящих изменения в законодательство в целях устранения необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе, а также алгоритм внесения изменений в соответствии с подготовленным перечнем актов и системой мер.

9. Метод абстрагирования позволяет выделить конкретные научно-методические и перспективные предложения по необоснованным ограничениям возможности использования документов в электронной форме.

10. Структурный метод позволяет добиться логичности и стройности комплекса мер по устранению необоснованных ограничений использования электронного документооборота, а также определяет последовательность принятия и взаимосвязь необходимых мер.

11. Сравнительный метод позволяет выявить передовой опыт, способствует обеспечению реализации эффективной госполитики в области повышения эффективности коммерческой деятельности, укреплению торговых связей, открытию доступа к новым возможностям ранее удаленных сторон и рынков, повышению правовой определенности и коммерческой предсказуемости применительно к международным договорам.

12. Метод юридического анализа позволяет выявить закономерности и тенденции развития и правового регулирования общественных отношений (в т.ч. в сфере регулирования вопросов документооборота), правовую основу использования электронных сообщений, правотворческого опыта в данной сфере.

13. Метод сбора эмпирической информации позволяет обеспечить соответствие выводов фактическому состоянию правового регулирования и практики.

14. Историко-правовой метод позволяет исследовать историю возникновения правового регулирования, взаимосвязь институтов, входящих в исследование необоснованных ограничений возможности использования документов в электронной форме.

15. Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, провести классификацию, истолковать содержание правовых предписаний и т.п., уяснять и объяснить действующее законодательство, в его систематическом изложении и истолковании.

16. Аналогия права позволяет установить и соблюсти необходимые взаимосвязи между отношениями с учетом специфики, целей и задач законодательства. В сфере регулирования использования электронных сообщений в международных договорах этот метод применяется для содействия достижению единообразия в применении норм соответствующего законодательства в их взаимосвязи с иными нормами, регулирующими документооборот.

вторник, 1 февраля 2011 г.

Кураторы… отписок Минэкономразвития

В продолжение постов
http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_29.html
http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_28.html
на мое обращение 28 января к кураторам проектов документов, сегодня в 17:57 пришел ответ: Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указанное обращение необходимо направить на официальный адрес электронной почты Министерства экономического развития Российской Федерации
E-mail: mineconom@economy.gov.ru

Пишите письма, граждане… «открытое правительство» трудится!

На рис. коллаж «Миасского рабочего» 19.02.2010

В защиту компетентности ООН

Пост http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_25.html прошел обсуждение в профессиональной среде, которое коснулось (помимо лингвистических особенностей перевода на русский язык) компетентности Европейской экономической комиссии ООН. «Кто всерьез считает эту самую комиссию сколько-нибудь компетентным органом? Кто про нее хотя бы слышал? :)» – был задан конкретный вопрос.

В сентябре 2010 г. на форуме одного из российских ПК комитетов по стандартизации также высказывалась точка зрения: «ООН сама по себе, ИСО и МСА – сами по себе. Друг другу эти организации не подчиняются. ООН, к тому же, невеликий авторитет в вопросах стандартизации, равно как и в вопросах управления документами. МСА не советует ООН, как поддерживать мир во всем мире, ну и ООН незачем навязывать свое мнение вне сферы своей компетенции». «СЕФАКТ работает, мягко говоря, не слишком продуктивно…»

Возьму на себя смелость заступиться за ООН и вспомнить (купировано) один документ из цикла, подготовленных ЕЭК ООН. Речь пойдет о рекомендации от марта 1979 г. № 14 «Исследование относительно удостоверения подлинности внешнеторговых документов средствами, помимо подписи» (Женева).

Обращаю внимание на то, что на IX сессии РГ по упрощению процедур международной торговли 1979 г., также как и в декабре 2010 г. на XVI сессии правопреемника РГ в «лице» СЕФАКТ, присутствовали представители СССР-России, а также ЕС и ИСО. Можно сказать, 30-летие содружества (ли). И положа руку на сердце, не понимаю причин агрессивного натиска на российский рынок всевозможных a-lá «стандартов» таковыми не являющимися, в которых не найдем ни одной ссылки на документы организаций ООН. Впрочем, не услышим и из представительных уст европейских эмиссаров…

Итак, в марте 1979 г. РГ по упрощению процедур международной торговли рекомендовала правительствам и международным организациям, ответственным за соответствующие межправительственные соглашения, изучить национальные и международные документы, содержащие требования в отношении подписи на документах, необходимых в международной торговле, и рассмотреть возможность внесения в случае необходимости в такие положения изменений, с тем, чтобы информация, содержащаяся в документах, могла подготавливаться и передаваться с помощью электронных или других автоматических средств передачи данных, а требование в отношении подписи могло бы быть удовлетворено путем заверения подлинности, гарантируемого используемыми при передаче данных средствами.

Подпись на внешнеторговых документах служит трем основным целям: i) указывает на источник данного документа, т.е. на составителя; ii) подтверждает информацию, содержащуюся в документе; и iii) подтверждает ответственность подписавшегося за правильность и/или полноту информации, содержащейся в данном документе. Подпись несет в себе элемент доказательства, который фактически составляет неоспоримую юридическую силу документа и передаваемых данных. В случаях, когда существует формальное требование наличия подписи на документе, ее главная функция заключается в заверении подлинности содержания данных.

Для того чтобы данные, передаваемые с помощью электронных или других автоматических средств были приемлемыми – в качестве действительных с юридической точки зрения документов – необходимо заменить подпись альтернативным методом заверения подлинности. В общем случае затрагиваются интересы следующих кругов: а) торговых, б) транспортных, в) финансовых и г) официальных.

Если очевидно, что подпись можно заменить, почему же мы так привязаны к ней? Причиной этого является надежность доказательства, каковым является подпись. Документы, представляемые на рассмотрение суда, считаются действительными с юридической точки зрения лишь в том случае, если они признаются лицом, которое подтверждает, что подписало их.

Подпись широко применяется и будет применяться по самым различным причинам: i) в коммерческих документах: главным образом для предоставления доказательства в суде, зачастую для соблюдения существующих (или предполагаемых) требований в национальном законодательстве по вопросам торговли; ii) в транспортных документах: зачастую для соблюдения существующих национальных и/или международных положений, требующих наличия подписи на договорах перевозки и других транспортных документах; iii) в официальных документах: главным образом для получения доказательства содержания данных путем идентификации (юридического) лица, ответственного за предоставленную информацию.

В целом, электронные и другие автоматические методы представляют собой в высшей степени точные и надежные средства передачи данных. Сохранность данных может быть обеспечена путем ограничения доступа к данной системе в результате использования, к примеру, пропусков, паролей, словесных кодов, специальных значков и других методов. Идентификация сторон может быть обеспечена путем заранее оговоренных кодов. Кроме вышеуказанного кода доступа, пользователи системы (передачи данных) должны также знать методы составления своих сообщений. Условия использования какой-либо системы зачастую называются протоколами.

Наряду с подписанным протоколом надежная и доступная для проверки процедура идентификации могла бы обеспечить доказательство в суде, и это доказательство по своей ценности стояло бы на одном уровне с подписью. Практически невозможно полностью предотвратить попытки мошенничества, однако, по-видимому, легче подделать подпись, чем заниматься обманными действиями, направленными на фальсификацию источника сообщения в хорошо продуманной вычислительной системе. Тем не менее, сведения, хранящиеся в памяти ЭВМ, должны сохраняться на случай, если они потребуются для использования в судебном разбирательстве.

Надежным заменителем подписи могли бы стать вычислительные системы, предоставляющие поддающиеся проверке гарантии в отношении идентификации сторон; последние могли бы обязаться признавать сообщения, обмен которыми происходит в данной системе, и подписать с этой целью письменное соглашение.

Источник: http://arhiv.inpravo.ru/data/base167/text167v514i674.htm
Дополнительно см.: «Компендиум международных договоров, норм и стандартов Европейской экономической комиссии ООН» http://www.unece.org/leginstr/UNECE_Legal_instruments_R.pdf

Поиск русских богатырей, одолевших ратификацию Конвенции ООН

Летом 2010 г. игрался конкурс «Анализ законодательства Российской Федерации, направленный на выявление и последующее устранение необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе (с целью подготовки к ратификации Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах)» (Шифр темы: ЦА/15-10). Задачи включали:

Разработка критериев определения ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе, и их обоснованности:
- в каких случаях нормы, затрагивающие вопросы документооборота, необходимо считать ограничениями, связанными с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе;
- в каких случаях такие ограничения необходимо признавать необоснованными, в том числе противоречащими Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах.

Анализ действующего российского законодательства на предмет наличия необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе:
- сформировать перечень актов действующего российского законодательства, регулирующих вопросы документооборота;
- провести анализ актов согласно сформированному перечню в соответствии с разработанными критериями;
- определить перечень необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе.

Разработка системы мер по устранению необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе:
- определить комплекс возможных мер по устранению выявленных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе;
- определить последовательность принятия и взаимозависимость необходимых мер.

Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях устранения необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе:
- подготовить перечень актов законодательства Российской Федерации, требующих разработки, изменения, отмены в целях устранения необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе;
- подготовить план внесения изменений в законодательство в соответствии с подготовленными перечнем актов и системой мер;
- подготовить предложения по содержанию актов, вносящих изменения в законодательство Российской Федерации в целях устранения необоснованных ограничений, связанных с обязанностью использования (получения, распространения, хранения) документов на бумажном носителе.

Никто не видел результатов конкурса? :) Вроде как был выигран… А может быть, и Конвенцию типа того, ратифицировали?

CeDEM11: Э-демократия и Открытое правительство

5-6 мая 2011 г. на базе Дунайского университета г. Кремс (Австрия) состоится Международная конференция по э-демократии и открытому правительству. Дунайский университет (основанный в 1995 г.) является единственным госуниверситетом в Европе, специализирующимся на постдипломном повышении квалификации. Университет готовит специалистов в сфере экономики, культуры, науки, управления, и представляет собой уникальную модель организации высшей школы, являясь общественным университетом с частным финансированием. При этом он имеет тесные связи с различными научными учреждениями и организациями в Австрии и за рубежом (в т.ч. России).

Источник:
http://www.donau-uni.ac.at/en/universitaet/index.php?URL=/en/universitaet/ueberuns
Дополнительно см.:
http://www.donau-uni.ac.at/imperia/md/content/donau-uni/lifetime_learning_danube_uni_krems.pdf

На конференцию приглашаются специалисты из академической среды, прикладники и практики, а также представители органов государственной власти, НПО и НКО, образовательных учреждений и независимых организаций, которые могут представить свои исследовательские и проектные работы. На CeDEM11 заявлены следующие треки:

E-участие
- Прозрачность и коммуникация: свобода информации, открытый доступ, обмен информацией, блоги, микро-блоги, социальные сети, визуализация данных, электронное обучение, электронное расширение прав и возможностей и т.д.; - Участие и сотрудничество: интернет-сообществ, инновации, социальные медиа, социальные сети, участие и подотчетность, формирование содержания и знаний, культура сотрудничества, сотрудничества между C2C, G2C и т.д.; - Устойчивость электронного участия; - Многообразие перспектив: граждан, правительств, НПО, НКО, практиков, поставщиков услуг.

Открытое правительство
- Инициативы открытого правительства; - Архитектура, концепции и эффекты: доступ и открытость, пользовательский контент, сетевые эффекты, социальные сети, семантические сети и т.д.; - Open Data: возможности и ограничения; - Открытый доступ: последствия открытого доступа для граждан, правительств, научных исследований и университетов; - Вовлечение граждан: участие, стоимость и измерения; - Краудсорсинг для правительства.

Открытость данных и доступа
- Лицензионные вопросы; - Технические рамки открытых данных; - Затраты и преимущества открытого предоставления данных; - Открытые форматы данных, принципы и передовая практика открытых данных; - Роль научных коммуникаций и электронной демократии; - Политические и правовые вопросы открытого доступа; - Открытый доступ и краудсорсинг.

Электронное голосование
- Обсуждение всех форм электронного голосования: в том числе, избирательные участки, киоски или удаленное голосование с помощью электронных средств; - Разработка междисциплинарных вопросов: технология, право, политика и общество в осуществлении электронного голосования; - Презентация новых путей решения голосования парадигмы однозначной идентификации избирателей и полной анонимность голосования; - Проведение социально-политического анализа эффектов электронного голосования; - Обсуждение требований безопасности в соответствии с международными стандартами: Common Criteria или ITSEC; - Практическая оценка и итоги электронного голосования.

Источник:
http://www.donau-uni.ac.at/en/department/gpa/telematik/edemocracy-conference/edem/vid/14978/index.php?URL=/en/department/gpa/telematik/edemconferences/14978