понедельник, 31 января 2011 г.

Минобрнауки России: госрегистрация и учет документов НИОКР

На сайте ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» размещены «Методические рекомендации по государственной регистрации и учету документов, содержащих результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также проектов внедрения новых информационных технологий, выполняемых с использованием государственной поддержки» для обеспечения сбора информации в Единой федеральной базе данных (ЕФ БД).

А также Требования к оформлению РК о НИОКР

Источники:

воскресенье, 30 января 2011 г.

Федеральные казенные учреждения Архивной отрасли России: перемен требуют наши сердца…

28 января 2011 г. на официальном сайте Росархива опубликовано постановление Правительства РФ от 26 января 2011 г. № 65-р «О создании федеральных казенных учреждений»

Источник: http://archives.ru/documents/order_gov65r_2011.shtml

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (в ред.):

Статья 13. «Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;»

«Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».

«Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств».

Статья 20. «10) Государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (далее - федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (далее - государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;»

«11) муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным районом, городским округом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;».

Статья 5. «Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно «бюджетное учреждение» или «казенное учреждение», сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.»

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

«3.3. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов: 1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения; 2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения; 3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения; 4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения; 6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; 7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения; 8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах; 9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

3.4. Казенные, бюджетные, автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность документов, указанных в пункте 3.3 настоящей статьи, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

3.5. Сведения, определенные пунктом 3.3 настоящей статьи, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением».

К истокам

Моя ротная песня в первозданном исполнении и содержании

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JIBd3CGoIfM

Стратегия образования – первая цель инвестиционной привлекательности региона

27 января 2011 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе был представлен доклад OECD, посвященный диверсификации экономик стран Центральной Азии и росту их конкурентоспособности в целях повышения рейтинга капиталовложений в регион.

Для достижения амбициозных целей по повышению инвестиционной привлекательности региона, при координации действий государства и частного сектора, авторами «Потенциала роста конкурентоспособности Центральной Азии» (OECD Central Asia Competitiveness Outlook), предлагается особое внимание уделять:

- развитию стратегии образования, учитывающей потребности рынка труда и баланс между высшим образованием и профессиональной подготовкой;
- финансово-гарантийной поддержке малого и среднего предпринимательства;
- совершенствованию инвестиционной политики путем реализации реформ второго поколения, позволяющих регулировать отношения собственности на землю и продвигать капиталовложения в неэнергетический сектор.

Источник:
http://www.oecd.org/document/25/0,3746,en_2649_40340912_46968729_1_1_1_1,00.html

суббота, 29 января 2011 г.

«Интеринертность»? Наука Росархива

На официальном сайте Росархива 28 января 2011 г. размещен приказ от 27 января 2011 г. № 14 «Об утверждении методики оценки результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Федерального архивного агентства, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»

Источник: http://archives.ru/documents/prik14_11.shtml

Критериями оценки результативности деятельности научных организаций признаются следующие направления:
- научный потенциал и эффективность научных исследований,
- вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество,
- коммерциализация и прикладное значение результатов исследований,
- кадровая обеспеченность научной организации,
- ресурсная обеспеченность научной организации,
- состояние финансовой деятельности научной организации.

Лично меня удивило отсутствие в направлениях того, что именуется интерактивностью научной деятельности соответствующих научных учреждений Росархива. О зарубежном опыте я писал в постах:

http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_26.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_4891.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_22.html

На рис. Жан-Батист Грёз. Маленький лентяй.

Летопись строительства Информационного общества России

Я с радостной новостью: оказывается в Минэкономразвития России знают правила оформления обращений! Правда, правда… Даже ссылаются на Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». И, представьте себе, используют профессиональную терминологию, как например, «реквизиты» документа

Источник: http://www.economy.gov.ru/minec/references/writePers/

Вот только странная нестыковка получается в профессиональных навыках применения знаний, и где они (государственные гражданские служащие министерства) проходят курсы повышения квалификации? Кстати, я обратился к кураторам проектов документов (фамилии и адреса указаны на сайте Минэкономразвития), о которых шла речь в посте http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_28.html, с вопросом: может ли гражданин участвовать в экспертном заключении. Вроде как Конституция Российской Федерации такую возможность предусматривает. Пока молчат… Я так думаю, выжидают 30 дней для ответа. Между тем, срок обсуждения проектов документов истекает 4 февраля.

«Писцы» пописывают, граждане попискивают, публика в восторге – строим!

пятница, 28 января 2011 г.

Докатились! Правила оформления заявлений и иных документов разрабатывает Минэкономразвития

Пока неизвестно на каком основании (поручение, постановление Правительства России и т.п.) Минэкономразвития России разработал и разместил на своем официальном сайте (для экспертных заключений) проект постановления Правительства РФ «Об утверждении правил оформления заявлений и иных документов в форме электронных документов…»

Источник: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/doc20110126_06

О том, что разработчики проекта не имеют ни малейшего представления о правилах оформления документов можно самолично убедиться, раскрыв файл. В нем речь идет всего лишь об узаконенном навязывании электронной подписи как «гарантии» неизменности электронных документов. При этом применяются слова типа «требования к полям и формату электронного документа»!

Уважаемые разработчики, пожалуйста, ознакомьтесь с ГОСТ Р 6.30-2003 УСД. УСОРД. Требования к оформлению документов. Если не желаете «признавать» ГОСТ России, соизвольте использовать терминологию хотя бы постановления Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477, где присутствует термин «реквизит» документа. И не важно какого: бумажного, электронного или цифрового.

А что уж говорить про 2-й проект постановления «О формировании и использовании информационных ресурсов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»? Которых, как оказывается в России… всего 8 на все госуслуги!

Источник:
http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/doc20110126_04

В составе описания информационных ресурсов не учтено Положение о регистрации федеральных государственных информационных систем, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем», и ряд др. законодательных актов, не говоря о методических и нормативных.

Дополнительно см.: http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_14.html

четверг, 27 января 2011 г.

Розыск тайн успешного влияния стандартов на среду обитания потребителей

Организация по кооперации в области международной стандартизации (WSC) объявила подписку на электронную новостную рассылку, в которой (три раза в год) будут раскрываться тайны успешного влияния стандартов на прибыль компании, стимулирование ее экономического роста, производительность и инновации.

Источник: http://www.worldstandardscooperation.org/
http://newsletter.worldstandardscooperation.org/

На том же сайте WSC висит глухое воспоминание о Всемирном саммите по информационному обществу (WSIS), состоявшимся в Женеве 10-12 декабря 2003 г. под названием «Роль международных стандартов в содействии развитию глобального информационного общества».

Источник: http://www.worldstandardscooperation.org/conferences.html

«Стандартизация является одним из основных блоков для построения информационного общества. Разработка и использование открытых, обеспечивающих возможность взаимодействия, недискриминационных и определяемых спросом стандартов, с учетом потребностей пользователей и потребителей, является основным элементом для развития и расширения распространения ИКТ и обеспечения более приемлемого по цене доступа к ним, особенно в развивающихся странах. Международные стандарты преследуют цель создания среды, в которой потребители могли бы пользоваться услугами во всем мире, независимо от применяемой технологии».

Дорогие сограждане, то есть потребители :), может быть, кто-нибудь знает об адресах электронной новостной подписки о тайнах успешного влияния стандартов на среду обитания нас с вами, чтобы пользоваться могли услугами во всем мире, независимо от применяемой технологии? Поделитесь, пожалуйста, ссылочками…

вторник, 25 января 2011 г.

«Дематериализованный» документооборот и управление цифровыми документами: Функциональные рекомендации ЕЭК ООН



8-10 декабря 2010 г. в Женеве состоялась XVI сессия Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронными деловыми операциями (СЕФАКТ), в которой приняли участие представители стран: Австралии, Азербайджана, Беларуси, Венгрии, Германии, Грузии, Ирландии, Испании, Италии, Казахстана, Кипра, Китай, Нидерландов, Норвегии, Республики Корея, Республики Молдова, Российской Федерации, Сенегала, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Украины, Финляндии, Франции, Швеции и Японии; представители ЕС и ЕврАзЭС, а также неправительственные организации ГС1 и ИСО.

В качестве наблюдателей присутствовали представители Росстандарта и Института проблем информатики РАН. В соответствии с п.7 повестки дня, по просьбе российской делегации, Пленарная сессия постановила представить государствам-членам некоторые проекты Рекомендаций и приложения к ним для межсессионного утверждения при установлении периода утверждения, заканчивающегося 11 февраля 2011 г. (Решение 10-04).

Пленарная сессия постановила: все рекомендации публикуются в качестве рекомендаций Европейской Экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Решение 10-06).

Рекомендация № 37 «Рекомендация в отношении функциональной совместимости подписанных цифровых документов» (SDEIR «Signed Digital Evidence Interoperability Recommendation») направлена на обеспечение большей функциональной совместимости цифровых документов, заверенных электронной подписью, в целях содействия развитию безбумажной международной торговли.

В Рекомендации сформулирован ряд функциональных требований, которым должны соответствовать подписанные цифровые документы в части их построения, а также в части взаимосвязи между подписанным контентом, сертификатами подписантов и подписями.

Рекомендация не затрагивает правовых аспектов электронных подписей, которые рассматриваются на международном уровне в других документах; вопросов, касающихся семантики, удобства пользования или толкования подписанного контента. Настоящая Рекомендация не противоречит Рекомендации 14 ЕЭК ООН «Удостоверение подлинности внешнеторговых документов средствами помимо подписи».

В основу настоящей Рекомендации положен функциональный, а не технический подход к созданию и проверке подписанных цифровых документов, позволяющий акцентировать внимание прежде всего на предмете, а не на методе.

Настоящая Рекомендация содержит ряд простых стандартных требований, которые должны соблюдаться коммерческими, административными и финансовыми структурами при обмене защищенными документами и которые могут подкрепляться различными стандартными технологиями и продуктами, включая программы с открытым кодом.

Ее целями являются:
- повышение эффективности и надежности процедуры проверки подписанных цифровых документов, полученных от других сторон;
- повышение функциональной совместимости подписанных цифровых документов, что в свою очередь должно способствовать укреплению доверия;
- скоординированное расширение возможностей для ускорения темпов перехода на безбумажные технологии.

Цель настоящего документа состоит в ускорении процесса «дематериализации» документооборота путем содействия созданию, проверке и обеспечению функциональной совместимости электронных документов, имеющих доказательственную ценность, и их интеграции в прикладные программы для ведения деловых операций.

Дополнительно см.: http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_2124.html

Настоящий документ предназначен главным образом для организаций и частных лиц, которым приходится решать проблемы, связанные с:
- обменом подписанными цифровыми документами в открытом режиме;
- выбором формата подписанного цифрового документа, который был бы приемлемым в контексте соответствующего проекта по дематериализации документооборота;
- мониторингом информационных технологий на предмет их возможного использования для целей цифровых подписей и архивирования документов, имеющих доказательную ценность;
- обеспечением функциональной совместимости, обратимости и действительности подписанных цифровых документов.

Важные различия между цифровыми и бумажными документами состоят в следующем:
- бумажные документы не всегда содержат информацию, идентифицирующую подписантов;
- бумажные документы, как правило, не содержат информации, идентифицирующей предшественников подписантов;
- подписанные бумажные документы, как правило, содержат собственноручную подпись подписанта, тогда как цифровая подпись под электронным документом не имеет графической формы. Обычно только компьютерная программа способна произвести сложные математические расчеты, необходимые для проверки цифровой подписи.

Приложение А (ненормативное): Функциональные имплементационные требования, Приложение В (ненормативное): Руководящие принципы, касающиеся технического решения, реализующего требования рекомендации, Приложение С (нормативное): Криптографические алгоритмы.

Источник: http://www.unece.org/cefact/cf_plenary/plenary10/DocumentList_2010.html
(открыть русскую версию downloan all parliamentary documents – 6-й по номеру вложения)

Любопытно, что в Российской Федерации в сентябре 2010 г. обсуждался авторитет нормативных документов и СЕФАКТ и ЕЭК ООН в рамках форума ПК6 (следует зарегистрироваться, чтобы получить доступ). Кто же в Российской Федерации в срок до 11 февраля 2011 г. проводит (ли) межсессионное утверждение Рекомендации № 37 ООН: Росстандарт, Институт проблем информатики РАН, ТК-МТК-22, ПК6?..

Кровавая дискредитация систем сертификации vs новые силы сообщества граждан (e-C to C)

Аэровокзальный комплекс Домодедово был первым российским аэропортом, пассажирский терминал которого получил сертификат ISO 9001:2000. Международный сертификат подтверждает, что разработанная и внедренная система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов и показывает, что пассажирский терминал аэропорта Домодедово:

- постоянно обеспечивает необходимую деятельность, направленную на поддержание уровня качества предоставляемых услуг, соответствующих требованиям мировых и отечественных стандартов, а также отвечающих требованиям их потребителей;
- стремится к максимально возможному удовлетворению потребителей, непрерывно совершенствуя работу всех подразделений и систем с целью сделать пребывание пассажиров на территории аэровокзального комплекса приятным и комфортным.

Источник: http://www.domodedovo.ru/ru/main/news/press_rel/?ID=29

Аэровокзальный комплекс Домодедово был первым. Неужели таким и останется после 24 января 2011, предновогодних сбоев?.. Как, впрочем, и восемь принципов системы менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками?

Это сколько нужно еще жертв «потребителей» для того, чтобы понять и отмести мусор слов и мутных словосочетаний сертификаций?..

Дополнительно см.:
http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_30.html

Есть ли иное решение?.. Протестная активность граждан и взаимопомощь с помощью интернет-коммуникаций. Влияние виртуальной среды на реальную жизнь, с формулированием и распространением новых идей. Солидарность граждан, поддержка и совместная ответственность. Формирование слоя социально активных, ответственных граждан, объединенных в разнообразные сообщества и социальные сети, для отстаивания своих интересов и ценностей. Выражение общественного мнения. Влияние на решения различных проблем, качества продукции и услуг поставщиков…

Источник: http://www.oprf.ru/files/Doklad-OPRF-2010.pdf
Дополнительно см.: ст. 32 (пункт 1) http://www.constitution.ru/
Заявление Президента России:
http://www.newsru.com/russia/25jan2011/medvedevterakt.html

На рис.: В.М. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 1885-1896.

понедельник, 24 января 2011 г.

Непрерывное образование по стандартизации

Очень многие национальные, региональные и международные организации по стандартизации в мире стремятся увеличить понимание своей области деятельности. Одним из признанных направлений в этой глобальной тенденции является расширяющееся число образовательных программ по стандартизации, способствующие экономическому развитию и увеличению национальной конкурентоспособность.

Конкретным примером может служить Корейская Ассоциация стандартизации (KSA), которая разработала и успешно реализует множество программ: локальное образование для начальных школ, проведение олимпиад по стандартизации для подростков, университетская образовательная программа (UEPS), профессиональное обучение (промышленная стандартизация и развитие кругозора для потребителей), стандартизация международного уровня (IEC), (JTC 1).

«Точкой отсчета» в непрерывном образовании по стандартизации в Южной Корее признана начальная школа, где в понятной и доступной форме детям демонстрируется необходимость стандартов в повседневной жизни, для ее облегчения и безопасности. Эксперты по стандартам KSA посещают начальные школы в качестве гостей учителей и рассказывают о стандартах, помогающих управлять измерениями, формами и работой посредством различных практических действий, используя батареи, пластмассовые бутылки и зарядные устройства мобильного телефона.

Учитель тем временем проводит урок, основанный на теоретической части стандартов и учебном материале, описывая случаи из повседневной жизни школьников. В 2008 г. в локальное образование для начальных школ было вовлечено 2400 школьников из 24 школ, в 2009 г. - 2500 школьников. KSA также участвует в университетской образовательной программе по стандартизации (UEPS), которая обеспечивает профессиональные знания студентов об основных нормах и готовит их стать будущими экспертами в области стандартизации.

Программа по промышленной стандартизации (ISO/IEC), (JTC 1) нацелена на улучшение качества жизни и оживление отечественной экономики Кореи. Эта программа разделена на три курса: основной (начальный), продвинутый и углубленный (уровень лидера). Программа варьируется в соответствии с требованием и опытом слушателей, которые узнают о важности международной стандартизации, процедурах по развитию стандартов, международных стратегиях. В результате число корейских экспертов, участвующих в развитии международных стандартов и действиях технических комитетов и подкомитетов Международной организации по стандартизации увеличилось.

Источники: http://www.iso.org/iso/bonus_korea_strategy_for_eduction
http://www.ksa.or.kr/eng/

Отмечу, что в свою программу курса (по выбору) «Формирование электронных информационных ресурсов (ЭИР)» для студентов МГУКИ дневного отделения по специальности 032001.65 «Документоведение и ДОУ», составленную в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 2-го поколения, я включил лекционную тему «Основные параметры бумажного носителя информации и их учет при формировании ЭИР», практическое занятие.

На основании действующих ГОСТ 9327-60, 9168-80, 9094-89, 1342-78 рассматриваем свойства бумаги, обусловленные технологическим процессом ее производства, композиционный состав, степень отделки поверхности и т.п. А также показатели бумажного носителя информации: масса, толщина, плотность, степень пористости, структурные и механические свойства, гладкость поверхности, белизна, светопрочность, сорность.

Важное значение в документоведении и ДОУ имеют форматы бумаги. Еще в 1833 г. в России установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. Союз бумажных фабрикантов принял 19 ее форматов. В 1920-е гг. после решения большевистского руководства о переходе к метрической системе были упорядочены и форматы бумаги, а впоследствии принят стандарт. В основу новых форматов положена система размеров бумаги, впервые предложенная Германской стандартизационной организацией DIN. В 1975 г. эта система стала международным стандартом (ISO 216).

Семисвечник пятилетки международной стандартизации 2011-2015

В январском выпуске 2011 г. журнала Международной организации по стандартизации «ISO Focus +» опубликован стратегический план этой организации на период 2011-2015. План разработан после всесторонних консультаций с заинтересованными сторонами в мире, в том числе членами ISO, пользователями стандартов и международных организаций. Вы что-нибудь слышали об участии России в разработке общемирового плана стандартизации? Может быть, читали его проект (пусть in English)? Нет?.. :)

Краткий обзор 7 целей см. (бесплатно):
http://www.iso.org/iso/iso_focus_centerfold_11-01.pdf
За денежку:
http://www.iso.org/iso/iso-focusplus_current-issue.htm

В январский номер «ISO Focus+» включена статья Президента ISO (до 2012 г.) россиянина член-кор. РАН, доктора тех. наук Бориса Сергеевича Алешина «Powering the future – ISO standards for a better world».

На официальном сайте Росстандарта только это:
http://www.gost.ru/wps/portal/pages.root.News?src=http://webportalsrv.gost.ru/portal/GostNews.nsf/pDView/3E63CBD25EEF224EC325781B002F36B6
http://iso.gost.ru/wps/portal/

Не найдем ничего и на сайте ЦАГИ и личном профиле член-кор. РАН Б.С. Алешина:
http://www.tsagi.ru/rus/
http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-53833.ln-ru

Гражданам России предлагаю вспомнить «свое место» в стандартизации у себя на родине (впрочем, и мире то же?): http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_28.html

А что новенького в Европейском Комитете по стандартизации, обещавшим в декабре 2010 г. пересмотреть законодательную базу европейской стандартизации?.. Тишина…
http://portal.etsi.org/stfs/process/Forms/EC_2010-2013_ICT_Standardisation_Work_Programme_2.doc (одна из версий)
http://www.cen.eu/cen/Pages/default.aspx

воскресенье, 23 января 2011 г.

Свобода в мире 2011: Авторитарный вызов демократии







13 января 2011 Freedom House опубликовала ежегодный обзор глобальных политических прав и гражданских свобод «Свобода в мире». Согласно результатам опроса, 2010 год вошел в затяжную пятилетку неудач за 40-летнюю историю. Усиление авторитарных режимов мира совпало с растущей неспособностью противостояния им со стороны мировой демократии. Дальше, пожалуйста, сами… по тексту:

i-Citezen России – лягушка-путешественница, грамотная в «способах» передвижения?..

Институт развития информации (http://www.svobodainfo.org/ru/node/5) опубликовал «Путеводитель по официальным сайтам органов власти России», вынеся впереди названия путеводителя «i-Citezen».

Источник: http://www.svobodainfo.org/ru/node/730

В описании указывается: «Мы предлагаем попутешествовать по «официальной» части ру-зоны Интернета. Конечно, невозможно охватить все ресурсы, однако наша задача — показать, что каждый бесплатно и быстро может найти интересную информацию на сайтах ведомств, проверить себя по некоторым базам данных, получить ряд государственных услуг по Интернету. Кстати, часть i-citizen вошла в официальный учебный курс, рекомендованный Международным Фондом ECDL: «e-Citizen. Электронный гражданин». Этот проект предназначен для людей, желающих освоить навыки компьютерной грамотности. По результатам курса, кандидат получает международный сертификат — Паспорт электронного гражданина, действующий в 70% стран мира. Институт развития свободы информации составил для этого курса часть, касающуюся вопросов доступа к информации».

О том, что же в мире понимается под «i-Citezen»-ством я писал в посте
http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_17.html

Представлен также «краткий прогноз» для электронного обывателя 2020
http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/2020.html

Когда же «i-Citezen» России будет дана возможность ознакомиться с порядком своего гражданского участия в делах государства? Хотя бы в обсуждении законодательных инициатив...

Адмирал А.В. Колчак: 20-летний юбилей, а дальше… «жвачка» пройденного?

В январе 1991 г. орган ЦК КПСС академический журнал «Вопросы истории» пошел на «прорыв», опубликовав первый в истории России обобщенный исторический портрет Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака. Этому шагу предшествовали годы тщательной проработки структуры материала под руководством практически всего научного коллектива журнала и лично главного редактора член-кор. РАН, доктора ист. наук, профессора А.А. Искандерова.

Проработка шла не только над архитектурой структуры текста, но и в воспитании автора, вашего покорного слуги. Спустя время я осознал это и на всю жизнь сохранил в душе самые теплые воспоминания… Как в 1989 г. студентом пришел в редакцию и был буквально схвачен за руку, держащую первый вариант рукописи, А.Я. Шевеленко (светлая ему память). - А почему вы, молодой человек, акцентировали свое внимание исключительно на полярной деятельности Колчака? - Спросил он меня. – Где же цельность исторического портрета личности? Чего боитесь? Извольте потрудиться…

А для того чтобы я не боялся, мне дали «верительные грамоты» на бланке редакции, где красными буквами было пропечатано орган ЦК КПСС, и послали… в КГБ Омской области. И вот представьте себе такую картину: жарким летом 1990 г. с большим трудом открываю тяжелые двери омского «серого дома», вхожу в огромную пустую приемную, где на всю громкость по телевизору транслируется очередное заседание Политбюро. Обсуждалась перестройка в открытости архивов (Афанасьев, Сахаров, Ельцин, Пихоя). Отдаю «письмецо» дежурному. Надо было видеть лица офицеров омского КГБ, имевших со мною протяженную беседу… Ушел ни с чем, но ушел. :)

Омск, Иркутск, Ленинград, Одесса – города, откуда по крупицам черпалась информация о Колчаке. И не просто «информация», а первоисточники. Например, четкая дата рождения (до сих пор некоторые проставляют 1873, вместо 1874 гг.), основные статьи молодого Колчака, составленные им географические карты, диссертация «Служба Генерального штаба» (в 1991 г. представлена небольшая цитата и ссылка), Порт-Артурский дневник…

Во время творческого визита русского писателя В.Е. Максимова в Москву, удалось с ним встретиться и обсудить телеграмму о расстреле Колчака. Особая признательность сотрудникам спецфонда Ленинской библиотеки. Ведь в те «далекие» времена студенты могли пользоваться услугами библиотеки на протяжении от одного до трех месяцев, и надо было обладать незаурядными способностями в пролонгации доступа к ее фондам.

Благодаря автору сайта «Август 1914-го…» Юрию Алексеевичу Бахурину, пожалуй, единственного в России инет-памятника Первой мировой войны, появилась реальная возможность для самостоятельного сопоставления структуры исторических знаний (основанных на первоисточниках) о биографии А.В. Колчака, созданных в 1989-1991 гг., с современными исследованиями.

Ответ на вопрос о причинах трафаретности бесчисленного количества «историй об историях» о Колчаке кроется в отсутствии новаторских концепций, которые бы творчески развивали направления, заложенные в начале 1990-х гг. Расширенное цитирование трансляторов «литературно-исторических знаний», нескончаемая череда переизданий ранее опубликованных воспоминаний и выявленных источников (без анализа, истории источников и археографического инструментария), вывели современную исследовательскую деятельность на рынок потребительской конъюнктуры и склочной скандальности.

Забыты задачи историографии как специальной исторической науки: изучение закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ; анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены; исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе; изучение процесса изменения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа; анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований; исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие философии, истории Запада на российских ученых.

Из методов историографического познания, как правило, используются только сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и периодизации. Мало применяются метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющего проверить выводы прежних исследователей данными сегодняшнего дня, и метод перспективного анализа, определяющего перспективность направления, темы, проблемы на основе достижения современной историографии.

Сайт Юрия Алексеевича Бахурина «Август 1914-го…»
Источник: http://www.august-1914.ru/index.html

Дроков С.В. Полярный исследователь Александр Колчак//Северные просторы. 1989. № 6. С.32-34.
Источник: http://www.august-1914.ru/drokov3.html

Дроков С.В. Александр Васильевич Колчак//Вопросы истории. 1991. № 1. С.50-67.
Источник: http://www.august-1914.ru/drokov2.html

вторник, 18 января 2011 г.

Инновационный образовательный курс ВПО для молодого поколения россиян (стандарт 2-го поколения)

Курс ВПО «Формирование электронных информационных ресурсов (ЭИР)» является составной частью системы специальных предметов, обеспечивающих профессиональную подготовку студентов документоведов МГУКИ. Он унифицирован применительно ко всем специализациям, преподаваемым в рамках специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении обще профессиональных дисциплин «Документология», «Документоведение», «Документный ресурс», «Информационные системы», «Социальные коммуникации». Программа курса согласована с суммой знаний, которые студенты получают в смежных специальных учебных дисциплинах «Информационные ресурсы маркетинга», «Информационное обеспечение управления», «Архивоведение», «Информационная безопасность и защита информации».

Знания и практические навыки, полученные студентами в рамках настоящего курса востребованы в работах по практической реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р; международных актов ЮНЕСКО и Совета Европы.

Студенты, прослушавшие курс, должны знать: состав и основные принципы ЭИР; архитектуру информационных систем, содержащие ресурсы; основные требования к соблюдению правового режима ЭИР; основные представления о правах собственности на информационные ресурсы и принципы их учета в составе имущества собственника; принципы открытости и общедоступности ЭИР; законодательные и нормативные акты Российской Федерации, международные акты ЮНЕСКО и Совета Европы, в которых рассматриваются вопросы информационного общества, формирования ЭИР; принципы проектирования формирования ЭИР; основные представления об основных параметрах бумажного носителя информации и учет их особенностей при формировании ЭИР; существующие форматы хранения ЭИР.

Студенты должны приобрети практические навыки формализации требований к формированию ЭИР и формам их представления. В курсе применяются методы самостоятельного анализа студентами отечественных и зарубежных источников и литературы, открытых ЭИР, также могут быть имитированы производственные ситуации во время самостоятельных практических заданий на базе арсенала технического парка и производственных площадей Корпорации ЭЛАР.

Цель курса – дать студентам системные знания о новом предметно-содержательном основании молодой научной дисциплины об основах периодически обновляемых технологиях формирования ЭИР документального наследия социальной значимости, исторических и культурных ценностей мировой цивилизации для реализации государственной политики по созданию и развитию информационного общества, созданию, распространению и сохранению информационных ресурсов в электронной форме.

Источник: http://erm.ru/

Адмирал гордых Женщин Приднестровья

В развитие темы http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_26.html хочу напомнить об особой роли легендарного Женского забастовочного комитета (ЖЗК) и персонально ее председателя Галины Степановны Андреевой. Участники демократических преобразований помнят Приднестровско-молдавский конфликт, приведший к многочисленным жертвам.

Тогда на защиту своей родины встали женщины, которые блокировали железную дорогу, осаждали штаб 14-й армии, требуя оружия, готовые вытаптывать мины, заложенные перед военными складами по приказу российских властей, запретивших армии вмешиваться в конфликт. «Кровавая бандитка! Мы тебя задушим капроновым чулком. Молимся за твою погибель. Умрёшь в страшных муках», писали недруги в многочисленных письмах с угрозами в адрес Г.С. Андреевой.

С историей борьбы гордых Женщин Приднестровья вы можете ознакомиться в книге ее Адмирала, так по российским теле и радио каналам тогда величали Галину Степановну…

…Дети растут, но приходит война
и выстилает полынью дорогу.
Горбится мать и чернеет жена,
слезно надеясь на Господа Бога.
Женская доля –
заповедь боли…
Женская доля –
минное поле… (О. Юзифович)

воскресенье, 16 января 2011 г.

SORUCOM-2011: История информатики в отрыве от ее наследия?

12-16 сентября 2011 г. в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого состоится Вторая международная конференция SORUCOM-2011. На ней предполагается заслушать доклады и сообщения о наиболее интересных проектах создания отечественной вычислительной техники, значительное внимание будет уделено истории развития микроэлектроники и программирования.

Последний день подачи заявки: 1 марта 2011 г.
Организаторы: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, Cовет Виртуального компьютерного музея, Политехнический музей, Computer History Museum
Контактная информация: 630090, Новосибирск, проспект Лаврентьева, 6, Институт систем информатики СО РАН, тел.: (383) 330-73-52. Крайнева Ирина Александровна, секретарь ПК. Пройдаков Эдуард Михайлович, Виртуальный компьютерный музей, Москва, эл. почта: e.proydakov@yandex.ru

Источник: http://www.konferencii.ru/info/id/44793

Тематика конференции: история вычислительной техники, история создания языков и систем программирования, развитие микроэлектроники, компьютеры и образование, компьютеры и общество, программистские коллективы и организации, самые заметные события в истории программирования, история в лицах, перспективы развития ВТ и программирования, международные научно-технические связи, другие темы, представляющие исторический интерес.

В перечисленных темах, с моей точки зрения, отсутствует главная – сама история информатики. Что сделано для того, чтобы обеспечить ее сохранность, имеется ли регулирующая среда, описывающая этапы и результаты, решения по сохранности наследия? Получается, что речь пойдет не об истории, а о преданиях, устно передающихся из поколения в поколение. «Предания старины глубокой, дела давно минувших дней»…

Между тем, на протяжении ряда лет собиралась и систематизировалась информация о, так называемых, машиночитаемых документах. Действовал Всероссийский центр машиночитаемых документов при бывшем ЦГАНХ СССР (ныне РГАЭ), тема активно обсуждалась на страницах научно-практического журнала «Советские архивы», писались научные труды под эгидой ВНИИДАД…

суббота, 15 января 2011 г.

5,000 € от Международного совета архивов

До 21 февраля 2011 г. архивисты (до 32 лет) члены Международного совета архивов, или вступившие в состав МСА (для этого следует всего лишь зарегистрироваться на сайте), или имеющие профессиональный стаж работы до 3-х лет, имеют возможность представить свои проекты на рассмотрение Комиссии программы PCOM «Программы для молодых специалистов».

Проект должен иметь четкие временные рамки (дата начала и окончания), содержать набор задач и ресурсов, завершаться конкретным результатом. Например: стандарт, проект стандарта, учебный модуль, учебная программа, научная или профессиональная публикация, база данных, руководство, модули рекламной кампании и т.п.

Источник:
http://www.ica.org/1344/news-events/have-your-first-project-supported-by-ica.html

Мое личное обращение к коллегам-архивистам россиянам до 32 лет! Речь идет всего лишь о формальном оформлении заявки на участие в Программе МСА (плюс небольшой комплект документов). Что касается темы предлагаю внимательно ознакомиться с одним из тезисов, изложенных мною в посте
http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_16.html

<…> Обращали ли вы внимание на то, что пользователь архивными документами наделен правами «использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копий архивных документов для любых законных целей и любым законным способом», но при этом не обременен обязанностями к выявленной информации?

Между тем, в «Листе использования документов архивного дела» имеются специальные графы, фиксирующие, как объект использования, так и субъект: Название государственного (федерального) архива; Фонд №; Опись №; Дело №; Заголовок дела; Дату использования; Фамилию и инициалы (полностью) пользователя архивными документами; Характер использования (копирование, выписки, просмотр и др.); Номера использованных листов; Личную подпись пользователя. «Заказ (требование) на выдачу архивных документов, копий фонда пользования, описей дел, документов» уточняет тематику и цель использования, фамилии и инициалы сотрудников архива, выдавших и разрешивших выдачу дела, даты.

Выдача архивных документов регламентирована от обязательной полистной проверки их наличия и состояния, регистрации в учетных формах этапов прохождения дела к столу исследователя, до полистной проверки при возврате документов на полку. Но если в «Листе использования документов архивного дела» имеется характер использования историко-культурного наследия народов Российской Федерации, то непосредственные формы использования (информационное обеспечение; предоставление архивных документов в читальном зале архива; экспонирование на выставках; использование в СМИ; проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием архивных документов; публикация архивных документов) никак не отожествляются с последующими обязательствами. Кроме того, не отслеживается и не наследуется история форм использования исторического документа <…>

То, что вы прочитали, с моей точки зрения, может послужить основанием для разработки международного стандарта о технологии наследования истории форм использования исторического документа в рамках борьбы с фальсификацией. На примерах Украины (голодомор), Польши (Катынь) и России можно формализовать требования, которые не могут не заинтересовать рефери Комиссии программы PCOM.

И как?.. Есть смелые? Если кто из коллег зарубежных стран решится поднять эту тему, буду рад содействовать. Кроме того, т.к. я из бизнес среды :) , то тема продается, все равно ее копирайт за мною.

пятница, 14 января 2011 г.

35-летие Секции профессиональных архивных ассоциаций (SPA) МСА

С 30 августа по 2 сентября 2011 г. в Эдинбурге пройдет 2-ая Международная конференция Секции профессиональных архивных ассоциаций (SPA) Международного Совета архивов (МСА), параллельно ежегодной конференции Профессиональной ассоциации Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.

О Британской Ассоциации см.: http://www.archives.org.uk/

SPA объединяет профассоциации стран мира, заинтересованные в управлении, обеспечении сохранности и использования документов, а также архивов. Секция, созданная в 1976 г., насчитывает более 80 членов и подчинена Руководящему комитету МСА.

Международная деятельности SPA направлена на укрепление и объединение специалистов архивных отраслей всего мира для усиления своего влияния и авторитета. Два раза в год Секция публикует бюллетень, разрабатывает руководящие принципы и рекомендации по улучшению услуг и повышения профилизации международного архивного сообщества.

В настоящее время успешно реализуется Проект архивной солидарности, направленный на координацию международной помощи для архивов стран http://archives3.concordia.ca/Solidarity/Europe_How_to.pdf

Об истории и проектах SPA см. обновленный сайт МСА:
http://www.ica.org/5128/resources/history-of-spa.html
http://www.ica.org/746/professional-resources/spa-resources.html

Программа 2-й Международной конференции SPA ICA 2011 г. включает (в стадии формирования):
- семинар по продвижению Всеобщей декларации и дня архивов,
- обсуждение проекта модели компетенций SPA/EUBICA,
- семинар по Кодексу этики архивистов,
- круглый стол по управлению бюджетом в период экономического кризиса в рамках архивной организации,
- круглый стол по вопросам политики и государственных архивов,
- ВНИМАНИЕ! Тематическое исследование о возможностях слиянии ассоциаций архивов и управления документации,
- текущие проекты,
- выставки достижений архивных отраслей.

Дематериализация: курс на образование и российский опыт

Основанная в 1904 г., Ассоциация французских архивистов (AAF) в настоящее время насчитывает более 1400 членов, специалистов как государственных так и иных форм образования архивов Франции (городских, университетских, муниципальных, библиотечных, частных и т.п.)

Источник: http://www.archivistes.org/
О деятельности архива Парижа см.: http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_26.html

Учебный центр AAF ежегодно (и непрерывно) повышает квалификацию, переподготовку и лицензирование деятельности свыше 600 слушателей (в т.ч. из стран «третьего мира»). В 2009 г. центру исполнилось 25 лет: о его деятельности, целях, задачах и перспективах можно ознакомиться в специальном выпуске «La Gazette des archives» № 218 (2010-2) «La formation professionnelle: enjeux d’hier et d’aujourd’hui».

Источник: http://www.archivistes.org/La-formation-professionnelle

Каталог образовательных курсов AAF 2011 г. включил два инновационных курса «Электронный архив», состоящий из 2-х уровней. Первый уровень (двухдневный) содержит темы по задачам э-правительства: управление административно-управленческим контекстом документов и взаимосвязанным архивным задачам обеспечения их сохранности. Дематериализация носителей информации и средства: специфика электронных документов, метаданные, средства массовой информации, форматы, электронная подпись. Состав спецификаций и методов реализации Système ďarchivage électronique (SAE): инструменты и принципы (OAIS, SEDA, Z42-013, MoReq2). Обзор электронных архивных решений во Франции и за рубежом. Проектирование и разработка спецификаций: первоначальный выбор метаданных, платформы разработки проектов и т.д..

Второй уровень (двухдневный) раскрывает особенности SAE, процессы приема в SAE документов для хранения, управления данными и доступом. Планирование сохранения метаданных, выбор форматов файлов, миграционная логика. Аспекты управления SAE: затраты, управление рисками, сертификация.

Источник: http://www.archivistes.org/Catalogue-de-formation-2011

В Российской Федерации образовательные курсы, посвященные управлению качеством электронных информационных ресурсов, базируются на современных технологиях и решениях. В т.ч. французского производства. Базовое содержание курсов раскрывает профессиональные знания: обработка имиджей с любого типа сканеров, работа с несколькими источниками данных; автоматическая загрузка новых имиджей; обработка имиджей в фоновом режиме; обработка имиджей по таймеру; контроль качества обработки и возврат к исходному имиджу. В апреле 2011 г. состоится очередной курс обучения. http://elar.ru/press-center/events/detail.php?ID=5282

В продаже книга: Верховный правитель России. Документы и материалы следственного дела адмирала А. В. Колчака

По многочисленным просьбам сообщаю, что в инет-продаже появился сборник «Верховный правитель России. Документы и материалы следственного дела адмирала А. В. Колчака». Изд-во Институт российской истории РАН, 2010. 722 стр. ISBN 5-8055-0106-6

См. пост: http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/2011.html

Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5653700/

четверг, 13 января 2011 г.

Аниме о «тайных» знаниях и конструкторе для «заветного сундучка»

В минутных анимационных фильмах, на простом (доступном для понимания) чистом языке, раскрываются базовые знания, которые необходимы исследователю для работы в Национальном архиве Великобритании. Темы аниме: Подготовка к исследованию; Документы, которые мы храним; Как документы ранжированы (систематизированы и описаны); Жизнь документа; Использование каталога; Из чего состоит каталог? Использование индексации; Заказ документов; Поиск документов в других организациях; Фиксация результатов исследования.

Источник: http://nationalarchives.gov.uk/records/quick-animated-guides.htm

На базе информационных ресурсов Национального архива Великобритании исследователям и пользователям предлагается удобный конструктор для создания собственного электронного архива по темам исследования. Предусмотрены возможности обмена информацией, кооперации с э-архивами других исследователей (по соглашению), а сотрудники архива добавят дополнительные ссылки на другие документы и знания.

В результате, Ваш личный э-«сундучок» может превратиться в ценный тематический источник. Если, конечно, Вы будете щедры :). Причем, не стоит забывать о том, что пользуетесь Национальным достоянием Великобритании и бесплатным программным решением.

Источник: http://yourarchives.nationalarchives.gov.uk/index.php?title=Home_page

Инновационные госуслуги и решения Национального архива Великобритании

6 января 2011 г. Национальный архив Великобритании анонсировал Перечень госуслуг и решений для обеспечения безопасности и долговременной сохранности электронной (цифровой) информации. Как известно, большинство информации в настоящее время создается в электронных форматах. Перед Правительством стоит задача достойно справиться с возрастающей лавиной массы цифровых данных, особенно относящейся к ключевым направлениям деятельности, с учетом ее доступности и актуальности.

Директор Head of Digital Continuity Национального архива Великобритании г-н Джесси Оуэн, отметил: «Государственный сектор обязан работать прозрачно, законно и объяснимо. Он не может это делать вне создания информации и последующей ее сохранности, отягощенных задачами цифрового века. Именно поэтому мы создали Digital Continuity Framework. Для того, чтобы дать государственному сектору легкий доступ к техническим средствам и услугам, которые помогут им использовать свою информацию там, где им нужно и столько, сколько нужно».

Перечень коммерческих услуг и решений Национального архива Великобритании предоставляет доступ к рекомендациям, которые помогут органам государственного сектора управлять своими информационными активами. А также включают преобразование, миграцию, хранение данных, консультации и цифровое архивирование. Digital Continuity Framework доступно для аппарата Правительства и государственного сектора. Решения можно использовать с 6 января 2011 г. в течение двух лет, с возможностью расширения применяемых задач.

Подробнее см.: http://nationalarchives.gov.uk/news/529.htm
http://www.buyingsolutions.gov.uk/
http://www.ogc.gov.uk/

среда, 12 января 2011 г.

«Похмелье» или «о протоколах допроса Колчака без сенсаций»

О том, как Министерство государственно-правового развития Омской области в сентябре прошлого года решило «пропиариться» в «лучах» искусственно подогреваемого искаженного интереса к Верховному правителю России А.В. Колчаку, я уже писал в блоге (и рассказал коллегам на научной конференции в РГГУ).
Источник: http://svdrokov.blogspot.com/2010_09_01_archive.html

На экраны бывшей «белой столицы» вышел даже фильм, в котором приняли участие и некоторые специалисты Исторического архива Омской области. Источник: http://www.gorod55.ru/news/article/show/?rubric=10&id=2225

На мой вопрос, размещенный в гостевой книге Исторического архива Омской области, о составе документов, полученных из Государственного архива Новосибирского области, 2 октября 2010 г. пришел исчерпывающий ответ. Источник: http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_02.html

Сегодня я получил ссылку от зарубежных студентов, которые просят прокомментировать статью Павла Брычкова «О протоколах допроса Колчака без сенсаций», размещенную в омском рекламно-информационном журнале «Бизнес-курс» № 3 (365) от 6 октября 2010 г. Источник: http://www.bk55.ru/magazine/archive/2010/202/14837/

Автор пишет: «Впервые протоколы допроса Колчака были изданы в Берлине Гессеном в начале 1920-х в «Архиве русской революции» № 10, однако в публикации было много ошибок и опечаток, которые порой искажали смысл показаний адмирала. Произошло это потому, что издатель имел лишь небрежно выполненную копию с протоколов. Центрархив произвел расшифровку и сверку стенограмм, устранил неточности и опубликовал отдельным изданием в Ленинграде в 1925 году с предисловием Константина Попова. Именно копии с этого издания и были переданы из Новосибирска в Омск. Так что можно говорить лишь о библиографической редкости издания, а не уникальности. Начиная с 1990 года, именно по этому изданию протоколы допроса неоднократно переиздавались».

Развернутый комментарий не к конкретной статье (написанной объективно, в границах общедоступной информации), а в целом по составу комплекта (sic!) 4-х вариантов расшифровки стенограмм (не протоколов допросов, в мировой историографии впервые опубликованных в 1994 г.), будет включен в сборник документов по одному из текущих научных проектов. Так что, пожалуйста, дождитесь…

Рекомендую ознакомиться с постами:
http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/1.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/2.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/3.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/11/blog-post_03.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_25.html
и последними, посвященными протоколам допросов А.В. Тимиревой.

Отмечу, что в публикации «Архива русской революции» 1923 г. нет «ошибок и опечаток». Просто конкретный человек, который «взял» данный вариант (да и другие документы тоже), не входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии, и не был знаком с систематической работой К.А. Попова, готовящего документы к судебному процессу на Атаманском хуторе. Библиографическая «редкость» издания книжки «Допрос Колчака» 1925 г. на современном букинистическом рынке оценивается от 3,5 до 10 тыс. руб. (ксерокопия или отсканированные имиджы с нее – бесплатно :) )

вторник, 11 января 2011 г.

Специализированный курс обучения по депозитарному хранению

Целью курса обучения, разработанного Образовательным центром «ЭЛАР» (см.: http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/2011-2020.html), является повышение квалификации и профессиональных знаний, навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей государственной службы по депозитарному хранению документов Архивного фонда.

Задачи курса: Развить профессиональные знания в применении нормативной, законодательной и ведомственной баз по управлению документами (ДОУ) и архивному делу; привить навыки организация работы с документами, оперативному и архивному хранению, использованию документов. Закрепить профессионализм в учете и проведении обработки дел для депозитарного хранения; систематизации документов и дел, топографированию и размещению; формализовывать требования к созданию программных средств автоматизации выполнения производственных функций депозитарного хранения.

Аудитория слушателей: Государственные служащие, ответственные за делопроизводство в структурных подразделениях и ведомственном архиве федерального собственника документов Архивного фонда РФ.

Программа курса:
- Законодательная и нормативная база: состав и назначение.
- Основные нормативные документы федеральных собственников: структура и содержание.
- Научно-справочный аппарат: целевое назначение и групповые характеристики.
- Обеспечение депозитарного хранения и использования документов Архивного фонда РФ, находящихся в федеральной собственности.
- Требования к программно-аппаратным средствам хранения электронных документов, их воспроизведению, перезаписи в новые форматы, передачи информации по каналам связи и др.
- Оптимальные режимы хранения носителей электронных документов.

Дополнительная информация: http://erm.ru/

Забытые? Патриоты России

В Госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, нет ни одного пункта, который непосредственно предусматривал бы мероприятие (и его бюджет), связанный со 100-летием начала Первой мировой войны.

Зато на 2011 г. запланирован Всероссийский конкурс на разработку символики – российского галстука для подростков России… Стоимость галстука узнаете из источника

Источники: http://правительство.рф/gov/results/12530/
http://правительство.рф/media/2010/10/11/35730/file/795-pril.doc

Опосредованно, в период с 2013 по 2014 гг., Первая мировая войны все же будет помянута. В программе Росархива (с аналогичным названием), утвержденной приказом от 28 декабря 2010 г. № 109, поминки ограничиваются сборником документов и фотоальбомом, а также историко-документальной выставкой. Состав организаторов: Росархив (РГВИА, РГАКФД, ГА РФ, РГАВМФ, РГИА). Предусмотрены бюджетные средства – около 2 млн. руб. (на всех для всего).

Источник: http://archives.ru/sites/default/files/patriotic_2011-2015.doc

Организационно-методические меры Госпрограммы по совершенствованию системы патриотического воспитания граждан включают подготовку и внесение в ГосДуму ряда проектов законов. Будет ли в них предусмотрен порядок гражданского контроля, добровольного соучастия граждан в патриотическом воспитании повязанных галстуками подростков, гражданских инициатив по использованию инновационных подходов и технологий? 2011 и 2012 годы покажут…

Напомню о частных (не государственных) инициативах, чтящих память о патриотах Первой мировой:
http://svdrokov.blogspot.com/2011/01/blog-post_02.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/2011_09.html
http://svdrokov.blogspot.com/2010/12/blog-post_19.html

понедельник, 10 января 2011 г.

Протоколы допросов А.В. Тимиревой. Часть 4 (заключительная)

Заканчиваю повторную публикацию известного российской историографии с 1994 г. первоисточника. Отмечу, в сборнике «Милая, обожаемая моя Анна Васильевна..»/Сост. Т.Ф. Павлова, Ф.Ф. Перченок, И.К. Сафонов; Вступ. Ст. Ф.Ф. Перченок. – М.: «Прогресс», «Традиция», «Русский путь», 1996, эти протоколы (особенно от 26 января 1920 г.) представлены в купированном виде.

Эвапотранспированная ущербность (см.:http://svdrokov.blogspot.com/2010/10/blog-post_18.html) свойственна современному потребительскому рынку, перенасыщенному опусами «историков» «общей истории» и «писателей об историях». Что ж, если «people» нравится «хавать» суррогат, замешанный на вымысле, то, видно, фальсификация отечественной истории печальный удел для России?..

Внимание: оригинальная публикация существенно отличается соблюдением «Правил издания исторических документов в СССР. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.; 1990» (раскрыты краткие биографии всех участников событий, особенности первоисточника и т.д.)

…В начале наступления большевиков весной прошлого года Западная армия была подчинена фактически Гайде, командовавшему тогда Сибирской армией; затем командование Западной армией было изъято из рук командовавшего Сибирской армией Гайды, и командующим Восточным фронтом был назначен Дитерихс. Гайда был определенным противником Лебедева; однажды он отказался исполнять распоряжения Лебедева и другой раз послал телеграмму Вологодскому с претензиями на Лебедева. Адмирал лично хорошо относился к Гайде и старался улаживать возникавшие недоразумения, считал его очень хорошим солдатом, но не находил возможным дать ему пост главнокомандующего фронтом. Дитерихс также, вероятно, не любил Лебедева. Адмирал всегда ценил Дитерихса как умного и дельного генерала.

Лебедев в последнее время, будучи [командиром южной] степной группы, предлагал адмиралу свои части или для личной охраны адмирала, от него было получено письмо, уже после падения Омска, с таким предложением. Главным мотивом ухода Гайды было неудовлетворенное самолюбие вследствие назначения его командующим Восточн[ым] фронт[ом], после того как об этом появились преждевременные известия в газетах. Исключение Гайды из списков русской армии не было актом враждебным к чехам, а лишь дисциплинарной мерой к нему, как состоявшему на русской службе и ведущему определенную противоправительственную деятельность во Владивостоке.

Отношение адмирала было всегда враждебным и отрицательным к Семенову, которого он ликвидировал бы давно, если бы не иностранцы, которые из «мятежного есаула сделали международный вопрос»; поддерживали Семенова не только японцы, но и другие, кажется, англичане. Семенов был с самого начала явно враждебным адмиралу, и только в самое последнее время он стал изменять свои отношения. Мнение адмирала о Семенове не изменилось и в последнее время, факты назначения его главнокомандующим Иркутского и [Приморского] округов и передачи ему всей государственной власти на Дальнем Востоке были вызваны критическим положением дел. Отношение к атаману Ан... у адмирала было неодобрительное. Лучшего, сравнительно с другими, мнения адмирал держался об атамане Дутове.

Адмирал вообще думал, что атаманство есть явление отрицательное и временное. Вологодский особым расположением не пользовался у адмирала, он держался как известный сибирский деятель, порядочный человек. Михайлова адмирал считал очень энергичным человеком, честолюбивым, большим интриганом, преследующим часто личные цели; таково было личное о нем мнение адмирала, его финансовые промахи стали ясны лишь с течением времени.

Никакого особого влияния «самарцев», «землевладельцев», «дворян» на адмирала я не замечала; слышала же не раз, что адмирал считал возвращение земли помещикам невозможным. Никаких связей с сибирским обществом адмирал не старался заводить, отчасти б[ыть] м[ожет] по недостатку времени, а главное, не находил это необходимым. О том суровом характере управления страной, который принял возглавлявшийся адмиралом режим, он знал, считал это очень печальным явлением, но мирился с ним как с временной необходимостью.

Я слышала, что по поводу отдельных случаев незаконных репрессий адмирал всегда высказывался отрицательно, давал приказания об отмене неправильных мероприятий. Раза два я слышала, [что] те или другие беззакония определенно бывали прекращены по распоряжению адмирала. Больше ничего по данному делу показать не имею. Показания мною прочитаны.

Зачеркнуто «несколько юмористическое», надписано «адмирала», «адмирал».

Анна Тимирева
Член Чрезвычайной следственной комиссии Алексеевский

Подлинник. Рукопись.

Источник: Дроков С.В. Подлинные протоколы допросов адмирала А.В. Колчака и А.В. Тимиревой//Отечественные архивы, 1994, № 6. С. 57-58.

Центр информационных технологий Росархива: малоэффективен для архивной отрасли страны

В официально опубликованном 6 января 2011 г. на сайте Росархива решении Коллегии от 23 декабря 2010 г. «О результатах комплексной проверки РГАЭ» и «Справки о комплексной проверки» данного госархива подведен итог 10-летней деятельности Центра информационных технологий архивной отрасли России.

«Нуждается в уточнении роль и место действующего в структуре архива Центра информационных технологий Федерального архивного агентства, эффективность деятельности которого в условиях всесторонней информатизации архивной отрасли представляется малоэффективной».

Источник: http://archives.ru/coordination/koll_231210.shtml

«В созданном в соответствии с приказом Росархива от 05.06.2001 № 42 Центре информационных технологий со штатной численность 8 человек в настоящее время работают лишь два - начальник и один сотрудник, реализующие отдельные проекты в области информационных технологий. Формально являясь общеотраслевой структурой Центр фактически утратил межархивные функции и обслуживает потребности конкретного архива, в чьей структуре он находится».

Источник: http://archives.ru/coordination/rgae_231210.shtml

Показательна оценка современного уровня квалификации специализированных служб источников комплектования РГАЭ:

«Вследствие понижения уровня квалификации кадров делопроизводственных и архивных служб в организациях даже крупные организации уже неспособны самостоятельно разрабатывать номенклатуры дел, вести работу по упорядочению архивных документов и т.п.»

воскресенье, 9 января 2011 г.

Протоколы допросов А.В. Тимиревой. Часть 3

Внимание: оригинальная публикация существенно отличается соблюдением «Правил издания исторических документов в СССР. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.; 1990» (раскрыты краткие биографии всех участников событий, особенности первоисточника и т.д.)

…Раздробленность политических сил на Дальнем Востоке, по мнению Колчака, делала невозможным успех государственного строительства там, поэтому он искал в Западной Сибири полки против русской обстановки для деятельности, где не было сильных иностранных влияний, как на Дальнем Востоке. В Омск Колчак поехал не имея там личных связей, ни знакомств среди Сибирского правительства.

Время с сентября 1918 г. до половины декабря я не была с адмиралом и получала от него мало известий, и все известия были очень неопределенными. Адмирал прибыл в Омск около 10 октября и вынес впечатление, что там есть люди, желающие работать ради дела, а не для личных целей, точно как большинство на Дальнем Востоке. В Омске адмирал предложил свои услуги правительству как солдат и среди некоторых членов правительства он быстро нашел поддержку. К таки[м] лиц[ам], поддержавшим адмирала, принадлежал Михайлов И.А. О назначении адмирала военно-морским министром я узнала из газет.

По приезде в Омск я застала адмирала на посту Верховного правителя. Интимных друзей адмирал не имел в Омске; по работе к нему были близки члены Совета Верховного правителя: генерал Степанов, кажется, Сукин, Старынкевич, Михайлов и Тельберг, б[ыть] м[ожет] я ошибаюсь в отношении кого-нибудь. По общему направлению политики советников у адмирала я не знаю. Более или менее в тесных деловых отношениях стояли к адмиралу генерал Мартьянов, начальник штаба Лебедев, лейтенант Комелов. Когда я приехала, адмирал был болен, болезнь продолжалась до конца января.

Адмирал был несогласен с Авксентьевым и другими членами Директории в вопросах создания особых партийных военных дружин, адмирал был противник их. Колчак не был [ни] автором, ни исполнителем заговора и переворота 18-го ноября, о нем он узнал post factum, но, думаю, сожаления о свершившемся перевороте у него не было, т. к. он находил, что Авксентьев - это только миниатюрное издание Керенского.

Зачеркнуто: «как офицер английской службы», надписано «группа русских общественных деятелей, среди которых я помню»; зачеркнуто «в преобладающем влиянии на формирование и содержание русских войск в Маньчжурии адмирал Колчак убедился в его поездку в Японию в конце июня»; зачеркнуто «если он останется во главе русских войск Маньчжурии, то помощь японских властей будет прекращена», надписано «имел разговор»; зачеркнуто «вел переговоры», надписано «формирования новой русской армии с помощью Англии для»; зачеркнуто «английского представителя», надписано «человека»; надписано «по общему направлению политики».

Показания мною прочитаны. Анна Тимирева
Член Чрезвычайной следственной комиссии Алексеевский

Подлинник. Рукопись.

Протокол № 2 допроса задержанно[й] в связи с переворотом 4-5 января 1920 г. Анны Васильевны Тимиревой

Января 26 дня 1920 г. Я, нижеподписавшийся, член Чрезвычайной следственной комиссии Александр Николаевич Алексеевский, в помещении Иркутской губернской тюрьмы, произвел опрос названн[ой] выше Тимиревой, причем последн[яя] на предлагаемые вопросы отвечал[а]:

Когда генерал Лебедев стал начальником Главного штаба и был ли он в этой должности, когда я приехала в Омск, я не знаю, знаю лишь, что он часто бывал с докладами у адмирала, каждый день, в определенные часы, он делал оперативные доклады. Он был устранен в связи с неудачами на фронте, и, кажется, около июля - июня месяца. У него были противники, напр[имер] Гайда; обвинения против Лебедева носили личный характер, говорили, что он не годен той крупной роли в добровольческой армии, на которую тот претендовал, говорили даже, что он, будучи начальником штаба главнокомандующего, сносился с большевиками, в числе его противников был и Дитерихс. Назначение его начальником штаба состоялось, думаю, под влиянием тех обстоятельств, что он был представителем добровольческой армии. Значение Лебедева до неудач было очень большое, но постепенно, с развитием неудач, это значение падало.

Окончание следует

Источник: Дроков С.В. Подлинные протоколы допросов адмирала А.В. Колчака и А.В. Тимиревой//Отечественные архивы, 1994, № 6. С. 56-57.

Протоколы допросов А.В. Тимиревой. Часть 2

Внимание: оригинальная публикация существенно отличается соблюдением «Правил издания исторических документов в СССР. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.; 1990» (раскрыты краткие биографии всех участников событий, особенности первоисточника и т.д.)

...В Маньчжурию он прибыл через Пекин и Харбин. Адмирал был назначен командующим русскими войсками в Маньчжурии, но кем именно, не знаю. Приезд адмирала в Харбин был в конце апреля или начале мая. По просьбе его, я вскоре выехала из Владивостока в Харбин. Я увидела, что отряды разных наименований и находившиеся под разным командованием в Маньчжурии, предназначавшиеся действовать под общей властью и начальством Колчака против большевиков, в действительности ему не подчинялись, а действовали независимо под руководством своих вождей или вдохновителей; видя это, а главное из-за конфликтов с японцами, адмирал Колчак отказался от командования русскими войсками; он находил, что Семенов и некоторые другие начальники отрядов слишком зависимы от Японии после первых столкновений и трений из-за командования с Семеновым.

Лояльно держались войска Орлова. Семенов был в открытой оппозиции адмиралу, но за Семеновым стояла Япония, препятствовавшая тому направлению военных действий, которые отстаивал адмирал: японцы желали сами направлять военные действия. Снабжение войск было в руках Японии и поэтому они могли оказывать сильнейшее влияние на все. У адмирала Колчака вышел открытый конфликт с генералом Накашима. Во время разговора Колчак сказал генералу Накашима, что он подрывает дисциплину в русских противобольшевистских войсках. Адмирал предполагал в борьбе с большевиками опираться на русское преимущество сил, а в самом начале стремился обеспечить известную долю независимости этому от Японии; для чего прежде всего считал необходимым овладеть Владивостоком; японцы же предлагали действовать на западном, забайкальском направлениях. Япония стремилась оккупировать Владивосток как важный порт, базу для дальнейших действий и огромный складочный пункт товаров, запасов военного снаряжения; в целях сосредоточить все средства для движения в их руках.

В Японии, японские деятели дали ему, Колчаку, понять, что его деятельность не встретит содействия со стороны Японии, и что ему лучше отдохнуть. Генерал Танака спросил, согласился бы Колчак работать с Японией, на что Колчак ответил, что он согласен работать с Японией, если это будет на пользу России, если это не будет вредить России. С июля месяца Колчак жил в Японии, в половине сентября он выехал во Владивосток с целью принять участие в борьбе с большевиками на стороне образовавшегося Сибирского правительства.

Во время пребывания в Японии адмирал имел разговор с генералом Ноксом о возможностях формирования новой русской армии с помощью Англии для борьбы с большевиками. Со времени отказа от командования русскими войсками в Маньчжурии адмирал был совершенно свободным человеком, не связанным никакими служебными обязательствами: с английской службы он ушел с момента принятия командования русскими войсками в Маньчжурии.

В сентябре Колчак выехал из Японии во Владивосток с целью посмотреть, что представляло собой Сибирское правительство и возглавляемое им движение. С начала мая месяца 1918 г. я была почти все время вблизи адмирала. Я была того убеждения, что переговоры с Ноксом и решения, принятые в связи с ним, как то новый отъезд во Владивосток, Харбин и Сибирь, не имели ничего своекорыстного, английского со стороны Нокса, в котором я видела человека, проникнутого искренним расположением к России.

Переговоры эти не были решающими для выезда Колчака из Японии, он и помимо их выехал бы. Хорват предлагал Колчаку должность командующего всеми морскими и речными силами при его правительстве, но т. к. адмирал всегда скептически относился к Хорвату и его окружающим, то он отказался и уехал в Омск. Колчак счел ничтожными всех сотрудников Хорвата и относился скептически к самому Хорвату, как и к большинству дальневосточных политических деятелей.

Продолжение следует

Источник: Дроков С.В. Подлинные протоколы допросов адмирала А.В. Колчака и А.В. Тимиревой//Отечественные архивы, 1994, № 6. С. 54-56.